Прогноз социально-экономического развития России не соответствует действительности, а основной недостаток формирования сценарных условий прогноза — отсутствие межведомственной координации. Об этом говорится в докладе о деятельности Минэкономразвития, подготовленном коллегией Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой. Исследуемый период — 2011—2016 годы.

«Формирование сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов является первым этапом разработки прогноза социально-экономического развития на соответствующий период. В свою очередь прогноз ляжет в основу будущего бюджета и будет учитываться при формировании документов стратегического планирования. Разработка сценарных условий осуществляется Минэкономразвития на основании предложений и информации федеральных органов исполнительной власти и регламентирована правилами разработки прогноза», — отмечается в документе.

Как показал проведенный анализ, при формировании сценарных условий на 2017—2019 годы Минэкономразвития использовалась актуальная статистическая информация.

Основные недостатки организации этой работы были установлены в сфере межведомственного взаимодействия в ходе формирования сценарных условий на 2017—2019 годы. Выявлено, что участниками стратегического планирования — федеральными органами исполнительной власти — несвоевременно и не в полном объеме представлялись в Минэкономразвития сведения, необходимые для разработки сценарных условий. Такая ситуация наблюдалась по всем участвующим федеральным органам исполнительной власти, за исключением Минтранса и Росимущества.

По ряду ключевых вопросов информация отраслевых министерств была представлена уже после рассмотрения проекта сценарных условий на правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. В результате значения прогнозируемых показателей отличались.

«Минэкономразвития в свою очередь не обеспечило действенный контроль в отношении полноты, качества и сроков подготовки и предоставления материалов министерствами и ведомствами. Нарушение сроков направления и неполнота полученных сведений привели к тому, что основные гипотезы и предпосылки, заложенные в сценарные условия, были сформированы Минэкономразвития самостоятельно, в отсутствие официальной позиции отраслевых министерств и ведомств», — говорится в составленном заключении Счетной палаты.

Кроме того, МЭР не включены в сценарные условия прогнозные значения ряда целевых показателей документов стратегического планирования, Так, Минэкономразвития в сценарных условиях были учтены только пять показателей указов президента России от 7 мая 2012 года; 4 из 7 показателей стратегии национальной безопасности России; 5 из 11 показателей, установленных в основных направлениях деятельности правительства России на период до 2018 года.

Также было установлено, что Минэкономразвития в сценарных условиях не проведена количественная оценка влияния мероприятий антикризисного плана правительства на динамику показателей социально-экономического развития страны. «Влияние реализации отраслевых планов импортозамещения по видам деятельности представлено в тексте сценарных условий фрагментарно и без должной качественной или количественной оценки. Неоднозначными представляются оценки Минэкономразвития результатов и перспектив реализации мер по импортозамещению, например, такие, как практически будет исчерпан положительный эффект импортозамещения в сельскохозяйственном производстве», — говорится в докладе.