Швейцарский банк Credit Suisse отказывается от бизнеса по обслуживанию состоятельных клиентов в российской юрисдикции. Единственной доступной услугой для них останутся инвестиционные консультации (advisory). Об этом Forbes рассказали два источника на рынке; информацию официально подтвердили в самом банке.

«По просьбе клиента я общался с российскими менеджерами, которые предупредили меня, что private banking закрывает все российские счета», — рассказывает один из собеседников Forbes. Решение принято в конце мая, и с июня менеджеры информируют о нем клиентов, сообщил близкий к банку источник.

В ответе банка на вопрос Forbes говорится, что Credit Suisse постоянно пересматривает свой международный бизнес, продукты и предложения, чтобы убедиться в наиболее эффективном наборе сервисов для своих клиентов. Банк пересмотрел предложения по частным банковским услугам в России и решил, что будет продолжать предоставление консультационных услуг, но без onshore booking (счетов в российской юрисдикции). «Credit Suisse сохранит свою банковскую лицензию и будет продолжать предлагать банковские услуги onshore для международных и локальных институциональных, корпоративных и финансовых клиентов через инвестиционно-банковское подразделение в России», — говорится в сообщении банка.

Источник, близкий к московской «дочке» Credit Suisse, уверяет, что клиентов, которые хранят активы в России, немного и претензии с их стороны не поступали. Чтобы остаться клиентами банка, им придется перевести активы в Швейцарию. Участники рынка не исключают, что банк может закрыть фактически весь бизнес по обслуживанию частных лиц, а в advisory оставят лишь пару консультантов. Однако источник, близкий к банку, говорит, что на количестве сотрудников изменения отразятся минимально, при этом Дмитрий Кушаев останется главой отделения частного банковского обслуживания Credit Suisse в России.

Credit Suisse — последний из трех глобальных банков, который спустя десять лет сворачивает работу с миллионерами в российской юрисдикции. Год назад о закрытии этого направления в связи с глобальной реорганизацией и сокращением издержек объявил Deutsche Bank, чье подразделение private banking работало в России с 2003 года. Еще один западный банк, UBS, начал развивать этот бизнес в 2007 году, но продержался менее трех лет и закрыл его почти сразу после глобального кризиса.

«Для глобального банка полноценная платформа private banking в России — это Rolls-Royce, которому приходится передвигаться в джунглях», — объясняет швейцарский банкир, работающий с клиентами из России. По его словам, эти банки, развивавшие бизнес по обслуживанию миллионеров в России, опередили время. Они рассчитывали на бурное развитие локального рынка, но в итоге этого не произошло, издержки не окупились.

Политика сокращения издержек затронула клиентов Credit Suisse и некоторых других глобальных банков еще в прошлом году. Владельцам небольших счетов (до 5 млн долларов) стало невыгодно держать деньги в банке из-за фиксированной платы за обслуживание, которая после изменения сегментации клиентов оказалась для них более высокой. Чтобы не переплачивать, им пришлось бы увеличить объем активов, размещенных в ценные бумаги. Однако многие владельцы небольших счетов не могли или не хотели этого делать и поэтому вынуждены были их закрыть. В Credit Suisse тогда заявляли, что не закрывали клиентам небольшие счета и не применяли к ним специальных комиссий или штрафов.

Проблемы владельцев небольших счетов не были связаны со специфическими страновыми рисками России, то же самое происходило и в других странах, объясняет бывший сотрудник швейцарского банка. Дело в том, что глобальные банки столкнулись с новыми регуляторными требованиями к капиталу. С 2015 года они должны раскрывать показатель левериджа — максимального отношения суммы активов к капиталу. В связи с этим крупнейшие швейцарские банки сокращали размер своих балансов, побуждая клиентов передавать средства на расчетных счетах в управление и переводить их в виде ценных бумаг на забалансовые счета депо.

Решение о сворачивании бизнеса в России Credit Suisse принял на фоне скандального расследования, которое швейцарская прокурата ведет в отношении бывшего менеджера банка Патриса Лескондрона. Банкир управлял портфелем на 1,6 млрд долларов клиентов из стран бывшего СССР: Бидзины Иванишвили, Виталия Малкина, Зураба Лысова и Сергея Егорова. За счет денег на счетах одних клиентов он покрывал убытки от управления счетами других, а также пользовался ими в личных целях. В марте ему предъявлено официальное обвинение, договориться о мировом соглашении банк и его клиенты пока не смогли.

Источник, близкий к банку, говорит, что решение отказаться от onshore-платформы в России не связано с ухудшением конъюнктуры или новостным фоном. По его словам, оно основано только на движении спроса и на потребностях клиентов, большинство из которых хранят средства за рубежом. «Такая платформа стоит денег, и нужно было решать, адекватна ли она потребностям клиентов. Руководство приняло решение, что нет», — говорит собеседник Forbes.