Почти 80% граждан, являющихся злостными неплательщиками за услуги ЖКХ, с нарушениями обслуживают и свои кредитные обязательства. Об этом сообщили в Национальном бюро кредитных историй (консолидирует информацию о 184 млн кредитов, выданных более чем 3 800 кредиторами 77 млн заемщиков), уточнив, что передача сведений в НБКИ стимулирует должников к выполнению обязательств перед предприятиями ЖКХ.

В НБКИ напомнили, что, в соответствии с принятыми в 2014 году поправками в закон «О кредитных историях», право на передачу сведений в бюро получили поставщики коммунальных услуг. По состоянию на 1 июля 2016 года своим правом передавать сведения о злостных неплательщиках за ЖКУ воспользовались более 50 поставщиков из десяти регионов РФ, которые передали в НБКИ сведения о более чем 6 тыс. граждан, в отношении которых имеется не исполненное в десятидневный срок судебное решение о взыскании долга за поставленные услуги. Средний размер подлежащего взысканию долга за ЖКУ составляет 44 521 рубль.

Анализ поступивших в НБКИ сведений показал, что более 70% злостных неплательщиков за коммунальные услуги являются активными заемщиками: в среднем такой гражданин получал девять кредитов, из которых три являются активными в настоящее время. При этом платежная дисциплина таких заемщиков крайне низка: 78,83% злостных неплательщиков за коммунальные услуги обслуживают кредиты с нарушениями. Таким образом, активные в настоящее время кредиты без нарушений обслуживают лишь 21,17% человек, а с учетом уже закрытых кредитов доля добросовестных заемщиков составляет 10,12%.

Наиболее популярные у злостных неплательщиков за ЖКУ типы кредитов — потребительские кредиты и кредитные карты, на которые суммарно приходится 95,97% активных кредитов. Хуже всего должники за ЖКУ оплачивают автокредиты — по 95,24% активных автокредитов зафиксированы просрочки. Примечательно, что займы от микрофинансовых организаций эта категория заемщиков обслуживает относительно дисциплинированно — просрочки зафиксированы лишь по 8,33% активных займов.

«Передача данных о долгах граждан за коммунальные услуги — важный первый шаг к повышению платежной дисциплины, — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — Первые результаты применения данной новеллы законодательства говорят о ее полезности, причем как для кредиторов, так и для поставщиков услуг. Мы считаем, что эта инициатива может быть расширена в сторону передачи в НБКИ положительной информации о платежной дисциплине россиян. Это позволит кредиторам учитывать добросовестность большинства заемщиков для более точной оценки кредитного риска и, соответственно, для установления более справедливых условий розничного кредитования».

Координатор проекта «Надежный партнер» Андрей Романчук характеризует ситуацию с платежной дисциплиной в сфере ЖКУ как «стабильно неудовлетворительную». По его сведениям, на розничном рынке электроэнергии на конец I квартала 2016 года задолженность составила 215,7 млрд рублей, задолженность за тепловую энергию приблизилась к 214 млрд, а общая сумма задолженности потребителей близка к 850 млрд рублей. «Активная работа поставщиков услуг с НБКИ может и должна улучшить ситуацию в отрасли. Поэтому мы призываем предприятия топливно-энергетического комплекса и поставщиков услуг ЖКХ активизировать контакты с НБКИ в вопросах передачи сведений о злостных неплательщиках. Считаем эту работу полезной и важной как для всего топливно-энергетического комплекса и предприятий ЖКХ, так и для кредитного рынка», — отметил Романчук.