53% электронных полисов ОСАГО, проданных «Росгосстрахом», могли быть куплены не самими клиентами, а при помощи посредников. Индустрия «помощников» заработала на этом ориентировочно 100 млн рублей. Такую оценку озвучил вице-президент «Росгосстраха» Ренат Конурбаев на конференции «Убытки страховых компаний по электронным полисам ОСАГО». Он также напомнил, что посредничество в электронном ОСАГО прямо запрещено законом.

Основной мотив приобретения электронных полисов ОСАГО — невозможность в ряде регионов купить полис другим способом, признал Конурбаев.

Клиентов, которые не могут купить полис в офисе страховой компании из-за очередей, встречают «молодые люди или девушки», которые предлагают помощь в оформлении электронного полиса на сайте компании, рассказал представитель «Росгосстраха». Стоит такая услуга, по его словам, от 500 до 3 тыс. рублей.

Всего, по его оценкам, такие «помощники» заработали на оформлении электронных полисов «Росгосстраха» порядка 100 млн рублей. Посредничество было выявлено при помощи анализа IP-адресов, с которых заводились личные кабинеты клиентов и оформлялись страховки: с одного IP-адреса могло оформляться 30—50 полисов, рассказал Конурбаев.

«За время работы электронного ОСАГО было заключено более 200 тысяч полисов в стране. По нашим данным, половина заключена с помощью посредников. Индустрия сколько заработала? По ощущениям — 100 миллионов рублей», — сказал Конурбаев (если брать стоимость услуги посредника в 1 тыс. рублей). Он при этом отметил, что индустрия посредников пока не является организованной.

Основной риск в работе таких посредников — участившиеся случаи отмены трансакций, отметил Конурбаев. Клиент чаще всего расплачивается с «помощником» наличными, а тот оплачивает полис на сайте компании со своей карты, объяснил он механику процесса. Клиент получает распечатку и уходит, после чего посредник может отменить трансакцию по оплате, из-за чего полис становится недействительным. «Связаться с клиентом в таких случаях чаще всего невозможно», — говорит Конурбаев.

Сервис электронного ОСАГО был доступен на сайте «Росгосстраха» с 1 июля 2015 года (с момента старта проекта е-ОСАГО) до 26 марта 2016-го. За это время компания продала 109 тыс. 547 электронных полисов ОСАГО, что к настоящему моменту составляет около половины всех электронных полисов «автогражданки» — всего их около 200 тыс.

«Это (подозрение на посредничество. — Прим. ред.) был ключевой повод, почему мы отключили сервис», — сказал вице-президент «Росгосстраха».

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо закрепить норму о том, что оплата электронного полиса должна производиться только с той карты, которая принадлежит страхователю, считает директор дирекции информационного мониторинга департамента противодействия мошенничеству компании «ВСК» Владимир Клеев.