«Раздолжнители» начали атаку на банкиров. Мошенники требуют погашения несуществующих долгов по кредитам банка «Русский Стандарт» у сотрудников других кредитных организаций.

О получении «писем счастья» на рабочую почту газете «Известия» рассказали несколько действующих сотрудников разных банков. Злоумышленники отправляют на рабочие ящики персонала крупных банков письма следующего содержания: «Уважаемый должник! Меня зовут Толкачев Иван Павлович. Я представитель интернет-банкинга «Русский Стандарт онлайн-кредит». На Ваши паспортные данные был оформлен потребительский кредит через наш онлайн-сервис на сумму 360 991 рубль. На данный момент задолженность не погашена! На 2 августа 2016 года ваш долг составляет 385 660 рублей с учетом пени 0,5% в день. В связи с этим на ваше имя был составлен судебный иск! Ознакомьтесь, пожалуйста, с документами...». К сообщению прикреплены два файла — копия договора и копия иска.

Эта мошенническая схема — видоизмененный вариант «классической» схемы атак «раздолжнителей» на клиентов банков. Впервые Центробанк обратил внимание на эту категорию мошенников в 2014 году. Наиболее известный пример — компания «Древпром», которая предлагала погашение банковских кредитов за комиссию в 20—30% от суммы займа.

Если ранее «раздолжнители» делали ставку на клиентов банков, главным образом пенсионеров (надеясь на низкий уровень финансовой грамотности), то теперь в сфере их интереса оказались банкиры с действующими кредитами, обращает внимание газета.

Управляющий организации по защите прав потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк уверен, что такого рода «грубые разводки» в большинстве случаев рассчитаны на последующее общение с «должником».

«Понятно, что никто не будет выплачивать долг в 300 тысяч рублей, который он не брал, — отметил глава «Финпотребсоюза». — Но в процессе «прояснения» ситуации и клиент, и работник банка могут неожиданно согласиться с автором писем и предложить: «Да, вы, возможно, правы, мы разберемся с этим долгом, но, чтобы он автоматом не ушел к коллекторам, не могли бы вы внести очередной платеж в 10 тысяч, а как только мы проверим всю информацию, то обязательно его вернем».

Майданюк уверен, что сегодня подобные «письма счастья» направлены и на то, чтобы выудить у сотрудников банков персональную информацию: «Ошарашенный неожиданными претензиями гражданин может попытаться в общении с мошенником снять все подозрения на свой счет, предоставив дополнительную информацию».

В «Русском Стандарте» «Известиям» заявили, что название их банка мошенники используют, поскольку это один из крупнейших розничных банков с хорошо узнаваемым брендом. «По характеру письма обычно сразу можно догадаться, что оно отправлено не банком. Во-первых, банк отправляет письма клиентам только с официальных почтовых ящиков c доменом @rsb.ru. Во-вторых, банк «Русский Стандарт» не предоставляет услуг по оформлению кредитов через сервис «Интернет-банк», — отметили в пресс-службе.

По словам представителей «Русского Стандарта», в банке прилагают усилия для борьбы с мошенниками: «Если в кол-центр банка поступает звонок от получателя такого письма, мы оперативно во взаимодействии с правоохранительными органами начинаем работу по поиску и привлечению злоумышленников к ответственности».

Эксперты указывают и на другой нюанс — степень открытости данных о российских заемщиках.

По словам руководителя юридического департамента Ланта-Банка Дмитрия Шевченко, данные о кредитах могут быть доступны из разных источников — например, от микрофинансовых организаций, других банков или организаций, имеющих доступ к бюро кредитных историй.

Майданюк сетует, что в стране «очень остро стоит проблема с хранением персональной информации». «Закон «О персональных данных», постановления правительства четко регламентируют, как должны собираться, храниться и использоваться переданные гражданами личные сведения, — подчеркнул он. — Причем нормативные требования относятся как к информации о посетителях, клиентах, так и о работниках компаний».

При этом, по словам главы «Финпотребсоюза», наблюдаются массовые нарушения, которые определяются почти нулевой ответственностью за несоблюдение законодательства.