Главными последствиями кризиса российские компании назвали в июле недостаток оборотных средств и неплатежи со стороны контрагентов. В опросе, на котором основан июльский «Антикризисный мониторинг» Российского союза промышленников и предпринимателей, на эти варианты ответов пришлось 41,4% и 39,7% соответственно. Но острота этих проблем несколько снизилась по сравнению с июнем, когда о них заявили 43,4% и 44,4% респондентов.

Снижение спроса в результате кризиса назвали острой проблемой для бизнеса 29,3% участников опроса. В июне доля этого ответа была 34,3%.

РСПП уточняет, что вопросы анкеты предполагали возможность выбора нескольких ответов, поэтому их сумма не сводится к 100%.

О сокращении инвестиционных программ или их переносе на более поздний срок из-за кризисных условий заявили 25,9% компаний, доля варианта прибавила за месяц 9,7 процентного пункта. Валютная нестабильность, снижение курса рубля оказали негативное влияние на деятельность 22,4% компаний (минус 2,9 п. п. от июньского значения). Доля варианта «ухудшение условий поставки сырья и комплектующих» выросла за месяц на 4,5 п. п. — 20,7% респондентов в июле отметили, что это главное последствие кризиса для их компаний. Недоступность заемных ресурсов вследствие кризиса мешает деятельности 17,2% организаций (доля уменьшилась на 1 п. п.). С отсутствием возможности оснастить компанию новым оборудованием, внедрить новые технологии из-за ограничения импорта столкнулись в июле 12,1% компаний, доля этого варианта выросла на 5 п. п.

Объемы производства пришлось сократить в июле 8,6% компаний, именно это стало для них главным последствием кризиса. Доля этого варианта упала почти в два раза. Отказались от выхода на новые рынки сбыта или перенесли сроки такого выхода из-за кризиса 8,6% организаций (плюс 5 п. п. по сравнению с июнем). Рост фискальной нагрузки из-за кризиса ощутили на себе 6,9% организаций. Доля ответа «рост административной нагрузки при сборах фискальных платежей» — 3,4%, в июне она была равна 8,1%.

Четыре компании — 6,9% всех участников опроса — ответили, что их компании не сталкивались с проблемами, связанными с экономическим кризисом.

Самым популярным ответом на вопрос о действиях в кризисных условиях остается «сокращение расходов», в июле 86% организаций отметили этот вариант (в июне их доля была 88%).

Более половины всех респондентов — 52,6% — намерены и дальше реализовывать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Доля выросла на 4,6 п. п. Продать непрофильные активы хотят 28,1% участников опроса, в июне доля была ниже на 10,1 п. п. Увеличить выпуск продукции без расширения производства собираются 26,3% организаций (плюс 3,3 п. п.).

Начать требовать авансирование в планах у 26,3% компаний. Здесь ситуация изменилась незначительно. В то же время отказаться от авансирования поставщиков намерены 17,5% организаций, в то время как в июне их доля была 20%.

Сокращать объемы инвестпрограмм будут в кризисных условиях 22,8% компаний (плюс 6,8% п. п.). Вариант «сохранить или увеличить объемы инвестпрограмм» отметили только 10,5% респондентов, тогда как в июне их доля была более чем вдвое выше. О возможности переориентировать предприятие на выпуск иной продукции заявили 17,5% участников опроса, их доля упала на 5,5 п. п. Повысить цены в июле собирались8,8% компаний, а снизить — 3,5%. Столько же — 3,5% респондентов — указали вариант «оптимизировать затраты предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) и сокращения расходов». Сократить производство или оказание услуг планируют, примерно как и в июне, 5,3% компаний.

Сокращение расходов в 68,1% компаний будет происходить за счет экономии на сырье и комплектующих, а 66% организаций планируют снизить бюджет на потребляемые услуги (консалтинг и т. д.). 55,3% организаций собираются сокращать расходы на персонал (63% от этого числа откажутся от найма новых работников, по 29,6% сократят размер соцпакета, будут увольнять сотрудников или переводить их на неполный рабочий день, либо отправлять в отпуск без сохранения зарплаты, а 25,9% планируют сокращать зарплаты). Доля организаций, планирующих сократить расходы на благотворительные социальные программы, составила в июле 40,4%.