Услугами «Т2 РТК Холдинга» (мобильный бренд Tele2) в начале августа пользовалось почти 14% российской аудитории мессенджера Viber, за полгода с февраля 2016-го доля выросла на 2 процентных пункта, сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование этой компании.

Доля Tele2 в пользователях Viber почти совпадает с долей компании в общем количестве абонентов в России: по данным AC&M Consulting, на конец I квартала 2016 года она составляла 15,3% (по сравнению с концом декабря-2015 выросла на 0,5 п. п.). Таким образом, Tele2 почти догнала «большую тройку» по доле пользователей смартфонов в абонентской базе.

В своем исследовании Viber учитывал пользователей, которые хотя бы один раз за последние 30 дней отправляли сообщение или использовали Viber для голосовых вызовов. Общее количество российских владельцев смартфонов, использующих приложение Viber, в июле составило 66 млн, увеличившись год к году на 65%, сообщила представитель мессенджера Яна Рожкова.

«Т2 РТК Холдинг» стал единственным оператором, доля которого среди российских пользователей Viber за последние шесть месяцев выросла. Большинство пользователей мессенджера в России — абоненты МТС, но за полгода их удельный вес сократился на 0,8 п. п., составив 31,1%. Доля «МегаФона» снизилась на 1,5 п. п. до 26,9%, «ВымпелКома» (бренд «Билайн») — на 0,4 п. п. до 23,4%.

Tele2 начала строительство сетей передачи данных только в 2014 году, после того как в нее были внесены мобильные активы «Ростелекома», включающие лицензии на частоты 3G и 4G. До этого у оператора не было возможности предоставлять абонентам услуги широкополосного мобильного Интернета и доля пользователей смартфонов в его сети была ниже, чем у конкурентов. Так, на конец 2013 года она составляла 23,5%, тогда как у МТС — 34,2%.

Рост доли Tele2 и снижение долей остальных операторов отражает реальную ситуацию на рынке, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В I квартале 2016 года российская абонентская база росла за счет подключений Tele2, и во II квартале это тенденция в целом сохранилась, считает он. Основная часть абонентов уже подключилась к тому или иному оператору, а новые сети в регионах развивает только Tele2, объясняет он.

По данным AC&M Consulting, на конец I квартала 2016 года в России было 250,6 млн активных сим-карт. Исходя из этого и из данных самого Viber по его российским пользователям, мессенджером пользовались около 26% российских абонентов. По оценке Telecom Daily, мессенджером пользуется примерно треть российских абонентов.

У Tele2 после строительства сети 3G/4G растет количество пользователей мобильного Интернета, отмечает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. Логично, что доля абонентов Tele2 стала больше, а доли остальных операторов размылись. Сказывается и экспансия оператора в Московский регион, где все новые пользователи являются владельцами устройств с поддержкой 3G и 4G, так как 2G-сети в этом регионе у оператора нет, добавляет аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. Он замечает также, что сильнее всего доли операторов по базе пользователей Viber и абонентской базе отличаются у «МегаФона». По данным AC&M Consulting, к концу I квартала 2016 года контракты «МегаФона» составляли 30% общей абонентской базы в России.

Рост пользователей от Tele2 обеспечен запуском сетей 3G и 4G, а также переходом ее абонентов на пакетные тарифы, заявил представитель оператора Константин Прокшин.

Доля «МегаФона» среди пользователей мессенджера Viber сократилась, так как оператор снизил цены в пакетных тарифах и повысил доступность СМС и голосовых вызовов, уверяет представитель оператора Юлия Дорохина. Данные Viber показывают, что у МТС самые активные абоненты мобильного Интернета, делает вывод представитель оператора Дмитрий Солодовников. А снижение этой доли он объясняет ростом популярности МТС Connect — собственного сервиса МТС для звонков и сообщений. Представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева говорит, что абоненты оператора предпочитают WhatsApp и Telegram, а Viber пользуется меньшей популярностью. С WhatsApp «ВымпелКом» проводил акцию по обнулению стоимости трафика в конце 2015 — начале 2016 года, что также способствовало росту его популярности среди абонентов, добавляет Айбашева.