Минфин и Российский союз автостраховщиков готовят поправки к Кодексу об административных правонарушениях и закону об автогражданке, пишет «Коммерсант».

В частности, глава РСА Игорь Юргенс выступил за увеличение штрафа за эксплуатацию автомобиля без ОСАГО (прописан в статье 12.37 КоАП) с 800 до 8 тыс. рублей. По данным РСА, более 1 млн водителей ездят с фальшивыми полисами ОСАГО (всего в РФ выдано 40 млн полисов). Юргенс не исключил, что штрафовать автовладельцев начнут с помощью автоматических камер, проверяя номера машин по базам данных страховщиков. За каждое попадание в объектив комплекса водитель будет получать штрафное постановление. Рассматриваются два варианта: проверять с помощью камер все проезжающие машины (это создаст повышенную нагрузку на серверы) или только те автомобили, которые нарушили правила (технически это проще, но значительная часть потенциальных нарушителей из-под контроля выпадает).

Другая инициатива РСА заключается в том, чтобы с помощью повышающего коэффициента сделать полис ОСАГО дороже для злостных нарушителей правил дорожного движения. Для тех, кто накопил более пяти грубых нарушений ПДД за год (позже будет сформирован их перечень), базовая цена полиса увеличивается в 1,86 раза. При 10—14 нарушениях коэффициент составит 2,06, при 15—19 нарушениях — 2,26, при 20—24 нарушениях — 2,45, при 25—29 нарушениях — 2,65, при 30—34 нарушениях — 2,85, при 35 и выше — 3,04. Впрочем, по словам Юргенса, большинства водителей подорожание не коснется: 95% граждан нарушают ПДД реже пяти раз в год.

Сейчас, как выяснил «Коммерсант», обсуждаются детали накопительной системы. РСА предлагает брать за основу календарный год: коэффициент пересчитывается 1 января. ГИБДД предлагает поступать по-другому: при покупке страхователем очередного полиса ОСАГО система анализирует количество нарушений за истекший страховой период. Такая схема, говорят в РСА, сложнее в администрировании, но позволяет точнее определить, насколько опасно ездит водитель. Решение будет приниматься по итогам консультаций МВД с регулятором — Центробанком.

По словам Юргенса, предложения РСА направлены в Минфин, который уже включил поправки в общий проект новой редакции закона об ОСАГО. Он будет рассмотрен новым составом Госдумы осенью. Юргенс уверен, что нововведения вступят в силу 1 января 2017 года.

«Коммерсант» обращает внимание на то, что последняя редакция поправок, подготовленных Минфином (копия есть в распоряжении газеты), нового штрафа за езду без ОСАГО не содержит, несмотря на заверения руководства РСА. При этом в документе есть ряд других важных нововведений, предлагаемых не РСА, а финансовым ведомством. Так, вдвое планируется увеличить лимит ущерба при оформлении ДТП по европротоколу (без сотрудника ГИБДД) — до 100 тыс. рублей. Кроме того, Минфином предлагается отвязать стоимость страховки от мощности двигателя автомобиля, а также возложить на страховые компании ответственность за качество ремонта в сервисе. В случае некачественного ремонта автовладелец сможет выставить претензию страховщику и потребовать компенсировать убытки (сейчас это невозможно). Если ОСАГО оформляется на новую машину (возрастом до трех лет), то по соглашению сторон договор может быть продлен до трех лет (сейчас максимальный срок — год).

По информации «Коммерсанта», РСА уже выступил категорически против идеи единовременных трехлетних договоров. «Новация потребует колоссальных усилий по внедрению, при этом абсолютно не очевидна потребность в таких полисах», — говорится в письме РСА Минфину. В частности, это потребует пересмотра действующих страховых коэффициентов. Расширение же лимитов европротокола, по мнению страховщиков, чревато «резким всплеском мошенничества и ростом убыточности страховщиков». Ответственность за работу сервиса компании не могут нести, считают в РСА, так как страховщики «не обладают необходимыми сведениями о технологии ремонта».

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал идею введения нового коэффициента для злостных нарушителей здравой, при этом подчеркнул, что учитываться должны только серьезные нарушения: проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и другие. «У нас самое массовое нарушение — превышение скорости на 20 километров в час, — говорит он. — Оно не несет серьезной опасности, поэтому учитываться не должно». Повышение до 8 тыс. рублей штрафа за отсутствие полиса ОСАГО депутат не считает необходимым: «Сначала надо подключить систему фотовидеофиксации к контролю за ОСАГО: наказание сразу станет неотвратимым, даже 800-рублевый штраф заработает».

Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников говорит, что водители покупают поддельные полисы или ездят вообще без ОСАГО, поскольку считают завышенными тарифы на «автогражданку». Также он указывает на возможные проблемы с использованием камер: к примеру, автовладелец может продать автомобиль по рукописному договору купли-продажи, расторгнуть договор ОСАГО, при этом в течение десяти дней будет получать штрафы за езду без страховки за другого человека. «Все предложения РСА сводятся к одной схеме: у клиента никаких прав толком нет, просто неси деньги в страховую, — считает Тюрников. — Если все идеи страховщиков будут реализованы, цена ОСАГО достигнет, думаю, 50 тысяч рублей».