МТС начинает продавать частным лицам во всех регионах России фемтосоты — индивидуальные базовые станции, подключаемые к домашнему или офисному интернет-роутеру и предназначенные для улучшения связи в подвалах, «глухих» углах зданий, куда не доходит сигнал с уличных базовых станций, в зонах точечной застройки, новостройках и т. п. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя оператора Дмитрия Солодовникова.

Цена фемтосоты — 7 тыс. рублей. В среднесрочной перспективе МТС планирует продать не менее 15 тыс. таких устройств.

В конце 2013 года компания в порядке эксперимента начала продавать фемтосоты в Москве и, решив, что продажи успешны, решила распространить опыт на всю Россию, объясняет Солодовников. По его словам, чуть более чем за 2,5 года частным пользователям в Москве было продано около 1,5 тыс. фемтосот. Это показывает, что покрытие МТС в столице на высоком уровне, а мест, куда не проходит сигнал основной сети, немного, считает Солодовников. Те абоненты, которые сталкиваются с проблемами покрытия, не меняют оператора, а сами улучшают его, утверждает он.

По словам Солодовникова, с конца 2013 года МТС установила в Москве примерно 1,5 тыс. базовых станций стандарта 2G — почти столько же, сколько фемтосот.

Корпоративным клиентам МТС продает фемтосоты с 2010 года. Сейчас они доступны компаниям в 45 регионах России. По данным оператора, к сентябрю 2015 года ему удалось реализовать на корпоративном рынке около 4 тыс. таких устройств.

По наиболее актуальным данным AC&M-Consulting, в III квартале 2015 года у МТС в Москве было чуть менее 13,8 млн сотовых абонентов.

С одной стороны, средний ежемесячный счет (ARPU) корпоративных и домашних абонентов, регулярно пользующихся фемтосотами, на 15% и 10% выше, чем у среднестатистических подписчиков МТС, утверждает Солодовников. При этом по итогам 2015 года показатель оттока пользователей фемтосот не превышал 0,1%, тогда как по компании он составил около 40%, отмечает он.

Последний раз МТС раскрывала ARPU в отчете за III квартал 2015 года: тогда показатель составлял 341 рубль.

Самый крупный проект МТС, связанный сейчас с фемтосотами, — оснащение ими 3,8 тыс. вагонов московского метро, напоминает Солодовников. Этот проект, призванный улучшить качество голосовой связи в составах метрополитена, МТС ведет совместно с оператором сети Wi-Fi в московском метро «Максимателеком».

По мнению гендиректора «Искрателекома» Алхаса Мирзабекова, на нынешнем этапе развития сотовой связи фемтосоты как массовый продукт, заметно влияющий на бизнес операторов, уже неактуальны, и рассчитывать, что в регионах, за исключением отдаленных районов и небольших населенных пунктов, фемтосоты будут продаваться лучше, чем в Москве, вряд ли стоит.

«Т2 РТК холдинг» (Tele2) не продает своим абонентам фемтосоты, и в среднесрочной перспективе таких планов нет, говорит его представитель Константин Прокшин.

«ВымпелКом» предоставляет фемтосоты для специфических нужд корпоративным клиентам, сообщила его представитель Анна Айбашева. Что касается массового рынка, то важнее изначально предоставить абонентам удовлетворяющий их сервис и не пытаться в дальнейшем монетизировать их проблемы с качеством связи, считает она.

Клиенты не должны дополнительно платить за то, что у их сотового оператора нет покрытия, считает сотрудник другого оператора.

Несколько лет назад у «МегаФона» были проблемы с качеством связи, например в подвалах, — тогда оператор продавал абонентам фемтосоты, вспоминает представитель «МегаФона» Юлия Дорохина. Но теперь таких проблем нет, и фемтосоты стали неактуальны, утверждает она.