Кредитные организации, которым для заключения государственных или муниципальных контрактов, в том числе связанных с привлечением временно свободных средств госучреждений, юридических лиц, а также с кредитованием указанных лиц либо оказанием иных финансовых услуг, требуется в ответах на запросы контрагентов подтверждать отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, сталкиваются с практическими сложностями в получении справок об отсутствии задолженности по налоговым платежам. Об этом говорится в опубликованном на днях на сайте Ассоциации российских банков за подписью ее первого вице-президента Юрия Кормоша письме начальнику Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 Евгению Тё.

В АРБ объясняют, что в настоящий момент формирование справки с записью «не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» возможно лишь в том случае, если из всех инспекций ФНС России, в которых заявитель состоит на налоговом учете (в том числе по обособленным подразделениям), получена информация об отсутствии задолженности. При получении хотя бы одного положительного ответа из инспекции ФНС справка формируется с записью «имеет неисполненную обязанность...» независимо от суммы и оснований задолженности.

Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что значительное количество случаев отражения в справке задолженности налогоплательщика является следствием ошибочных действий налоговых органов либо технических сбоев в работе программного обеспечения ФНС (список примеров приводится в письме ассоциации).

«При этом наличие в справке минимальной информации о задолженности налогоплательщика (указание только места возникновения, без указания суммы, даты образования и вида задолженности) существенно осложняет работу по подтверждению отсутствия задолженности и требует от налогоплательщика дополнительных временных затрат на урегулирование ситуации с территориальными налоговыми органами», — говорится в письме.

В числе мер для решения проблемы банкиры предлагают включить в справку (при наличии задолженности у налогоплательщика) информацию о налоговом органе, в котором возникла задолженность, налоге, коде бюджетной классификации, виде задолженности и ее сумме. Для возможности ежедневного мониторинга состояния расчетов с бюджетом в «Личном кабинете налогоплательщика» необходимо создать «Карточку исполнения запроса», которая будет содержать текущую информацию о состоянии расчетов с бюджетом на дату направления запроса.

В АРБ также считают, что при получении МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам информации о признании территориальным налоговым органом своей ошибки справка должна предоставляться налогоплательщику сразу, до устранения ошибки налоговым органом.

Кроме того, предлагается установить дополнительные положения, касающиеся предоставления налоговых справок по крупнейшим налогоплательщикам: например, если недоимка, задолженность по пеням, штрафам, процентам не превышают нормативно определенный «порог значимости» (он может устанавливаться в твердой сумме или как процент от капитала/активов налогоплательщика), справку об отсутствии неисполненных налоговых обязательств можно выдавать на дату до возникновения такой задолженности.

АРБ просит до внедрения особого порядка для крупнейших налогоплательщиков упростить процедуру выдачи им справок, в том числе предусмотреть возможность внесения информации только о задолженности перед Межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам, без данных от территориальных налоговых органов.

Газета «Коммерсант» выяснила в ФНС, что на решение описанной АРБ проблемы сейчас «брошены все силы, идет активный диалог с бизнесом». В то же время налоговики подчеркивают, что и банки должны лучше контролировать налоговую дисциплину в филиалах.