Принадлежащая «Эр-Телекому» компания «Престиж-Интернет» (работает под брендом «Энфорта») выиграла конкурс правительства Москвы на предоставление бесплатного Wi-Fi-доступа в пределах Садового кольца. Об этом «Ведомостям» рассказали сотрудник одного из конкурентов «Престиж-Интернета» и человек, знакомый с его менеджерами. То, что конкурс выиграла «дочка» «Эр-Телекома», подтвердила представитель департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы Елена Новикова.

По условиям конкурса, который мэрия проводит в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, победитель должен будет установить 1 100 точек доступа. За организацию беспроводного доступа в течение 27 месяцев (с сентября 2016 года по ноябрь 2018-го) «Престиж-Интернет» запросил около 170,5 млн рублей. Стартовая цена конкурса составляла 175 млн, следует из его документации. Условия конкурса позволяют мэрии Москвы получить дополнительную скидку в 5%, и этой возможностью мэрия воспользуется, обещает Новикова. Но общая сумма контракта не изменится: за счет снижения стоимости городские власти смогут заказать больше услуг, отмечает она.

О проекте создания городской Wi-Fi-сети руководитель ДИТ Артем Ермолаев впервые рассказал еще в 2014 году. Сеть нужна, в частности, для обеспечения связью чемпионата мира по футболу, матчи которого пройдут в Москве в 2018 году, говорил он.

«Эр-Телеком» обладает самой крупной региональной Wi-Fi-сетью, которая насчитывает более 9 тыс. точек по всей России, и сеть в Москве будет ее частью, передал «Ведомостям» президент и основной владелец компании Андрей Кузяев. За счет контракта невозможно окупить такой масштабный проект — «Эр-Телеком» планирует предоставлять на сети и платные услуги, рассказывает он. Бизнес-модель предусматривает все возможные варианты для монетизации, отмечает Кузяев. Решение по расширению сети на другие районы Москвы будет принято по результатам проекта, обещает он. По его словам, «Эр-Телеком» планирует со временем масштабировать московский опыт на всю Россию.

Первоначальные инвестиции в проект будут из городского бюджета, а в дальнейшем мэрия надеется сделать городской Wi-Fi привлекательным для инвесторов, ранее отмечала Новикова. Только операционные затраты на поддержку сети такого размера могут составлять примерно 300 млн рублей в год, но после 2018 года исполнитель проекта получит готовую современную сеть, объяснял «Ведомостям» источник в мэрии. По данным ДИТ на начало 2016 года, в Москве действовало около 7 тыс. точек стационарного бесплатного Wi-Fi-доступа, построенных за счет городского бюджета.

По мнению гендиректора iKS-Consulting Максима Савватина, крупные городские сети Wi-Fi — конкуренты сотовых операторов. Они могут снижать доходы от въездного роуминга, так как в них перетекают пользователи мобильного Интернета, приехавшие в первую очередь из-за рубежа, рассуждает он. Доля этой услуги в доходах российских операторов относительно невелика — не более 1—2%, утверждает он.

Доходы МТС от гостевого роуминга стабильно составляли в 2014 и 2015 годах 0,7% от сервисной выручки, следует из годового отчета оператора. В 2015-м оператор заработал в России на услугах мобильной связи 296,2 млрд рублей. Таким образом, доходы МТС от гостевого роуминга в России составляют около 2 млрд в год.

Конкуренции с сетями городского Wi-Fi «ВымпелКом» (бренд «Билайн») не боится: его подписчики активно переходят на пакетные тарифы, которые минимизируют расходы на дата-трафик во внутреннем роуминге, говорит представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева. Иностранцам же предлагаются сим-карты со специальным тарифом, рассказывает она.

Столичный «МегаФон» постоянно улучшает качество связи и активно готовится к чемпионату мира по футболу, в том числе и в Москве, говорит его представитель.

При поездках по России абоненты «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) пользуются мобильным Интернетом в пакетных тарифах, это не требует от них дополнительных затрат и необходимости подключаться к Wi-Fi, замечает представитель оператора Константин Прокшин.