«ВымпелКом» (мобильный бренд — «Билайн») единственный из большой четверки российских сотовых операторов имел на конец июня 2016 года положительный баланс по перенесенным номерам. Об этом рассказали «Ведомостям» сотрудники двух компаний, имеющих доступ к базе перенесенных номеров, которую ведет Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС).

Услуга переноса номера (Mobile Number Portability, MNP) позволяет абоненту перейти в сеть другого оператора, сохранив прежний номер; в России она работает с декабря 2013 года. Баланс — разница между количеством абонентов, пришедших к оператору от конкурентов с момента запуска MNP, и ушедших от него.

Чистый выигрыш «ВымпелКома» по перенесенным номерам с начала действия услуги по 30 июня 2016 года составлял почти 214 тыс. абонентов, говорит один из собеседников, ссылаясь на статистику ЦНИИС. Остальные, по его данным, в минусе: чистые потери МТС составляли примерно 45 тыс. абонентов, «МегаФона» — 32,6 тыс. В минусе, говорит собеседник «Ведомостей», оказалась и Tele2: к этой компании пришло на 32 тыс. меньше абонентов, чем ушло от нее. Совокупный баланс прочих операторов — минус 104 тыс. абонентов.

Эти цифры, говорит собеседник «Ведомостей», описывают ситуацию по рынку в целом — с учетом и массового, и корпоративного сегмента. Сотрудник другой компании, имеющей доступ к статистике ЦНИИС, приводит немного другие цифры: чистый результат «МегаФона» за вычетом его дочерней Yota — минус 213 тыс. абонентов (с учетом Yota, впрочем, все равно остается минус), у Tele2 — минус 45 тыс., у МТС — минус 4 тыс. Положительный баланс только у «ВымпелКома», подтверждает второй собеседник выводы первого: более 200 тыс. абонентов с декабря 2013 года по конец июня 2016-го.

Похожие данные недавно опубликовала компания Dr Tariff, имеющая, по словам ее основателя Александра Волощука, доступ к базе данных перенесенных номеров (представитель Федерального агентства связи подтвердил это «Ведомостям»). По этим данным, ситуация лучше всего у «ВымпелКома»: разница между пришедшими и ушедшими MNP-абонентами составляет 230 тыс. за все время; на втором месте Yota — 165 тыс. МТС, по данным Dr Tariff, на третьем месте: пришедших и ушедших абонентов у компании примерно поровну, а вот «МегаФон» недосчитался 30 тыс. абонентов. Замыкает список Tele2, которую услуга MNP, по этим данным, сделала беднее на 100 тыс. абонентов.

«ВымпелКом» уже давно фиксирует положительный баланс по количеству переходов в его сеть от других операторов и из его сети к конкурентам, говорит представитель компании Анна Айбашева. Она считает, что это результат прозрачности услуг (понятного ценообразования, отсутствия скрытых платежей и навязанных сервисов), а также удачных маркетинговых акций. Работа по удержанию клиентов была организована в «ВымпелКоме» с самых первых дней внедрения MNP в России, говорит Айбашева: если клиент решил перейти в другую сеть, компания борется за него до последнего, например убеждает его перейти на более удобный тарифный план.

Больше всего переходов на сети Tele2 и «ВымпелКома» — в Москве, отмечают собеседники «Ведомостей» в двух компаниях, получивших доступ к базе данных перенесенных номеров. В случае с Tele2, запустившей московскую сеть только в октябре 2015 года, это было ожидаемо, констатирует один из них, а вот переходы в сеть «ВымпелКома» — неожиданность. А «МегаФону» и МТС статистику подпортили приобретенные ими недавно (в 2015 году) активы поволжской группы «СМАРТС», считает другой собеседник: абоненты «СМАРТС» очень активно переходили к «большой четверке», но формально отток учитывался уже в результатах новых владельцев.