Банки не должны отказывать клиентам в обслуживании, если указанные в их паспортах город или улица, которые были переименованы, не совпадают с фактическими. Об этом заявили официальные представители Центробанка в ответ на запрос газеты «Известия».

По действующему 115-ФЗ кредитные организации с 2014 года должны проверять на подлинность паспорт при идентификации клиентов при любых операциях, включая открытие вклада, выдачу займа, обмен валюты и денежные переводы (по двум последним операциям — на сумму свыше 15 тыс. рублей). Из-за переименования улиц или городов возникает несоответствие адреса, указанного в паспорте клиента, с фактическим.

Сталкиваясь на практике с подобными несовпадениями, банкиры самостоятельно — в рамках своей системы оценки рисков — принимают решение, отказывать ли клиентам в обслуживании. Некоторые кредитные организации идут на это, стараясь максимально обезопасить себя.

Но терять клиентов сейчас, а значит и возможность привлечения розничных средств, из-за «топонимической проблемы» банкам не хочется, поэтому рынку нужна была четкая позиция регулятора. Банкиры несколько раз в течение года поднимали этот вопрос на закрытых встречах. В июне к председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной обратился Национальный совет финансового рынка с просьбой разъяснить порядок действий банков в случае «топонимических несоответствий».

«Изменение названия города или улицы, а также отсутствие в паспорте гражданина Российской Федерации отметки о регистрации не означает его недействительности и не является препятствием для работы кредитной организации с клиентами — физическими лицами», — сообщили «Известиям» в пресс-службе регулятора.

Логика регулятора сводится к тому, что клиенты не должны страдать от «неправильной прописки», а банки не будут нарушать действующие нормативные акты в случае изменения названий улиц, городов, нумерации домов.

По мнению управляющего партнера аудиторской компании «2К» Тамары Касьяновой, разъяснения Центробанка — шаг навстречу банковскому сектору. Но, по ее словам, решить проблему с «неправильной пропиской» под силу самим клиентам. «Если банк отказал в обслуживании из-за переименования улиц, можно бесплатно получить справку об идентификации адреса в управлении архитектуры и градостроительства. Если речь идет о новостройке, где возможно изменение нумерации домов, за справкой можно обращаться в БТИ», — поясняет Касьянова.

Впрочем, клиенты не обязаны этого делать, как и менять паспорт. «Общегражданский паспорт, в котором содержится устаревшее наименование населенного пункта или адрес, остается действительным, — комментирует старший юрист адвокатского бюро «А2» Екатерина Ильина. — Более того, Верховный суд неоднократно подтверждал в статусе действительных даже паспорта советского образца в случае, если их замена противоречит политическим, религиозным и другим взглядам гражданина».

По словам зампреда Локо-Банка Андрея Люшина, лучше все же поменять паспорт. «Банки, как и другие организации, конечно, испытывают сложности из-за обновления топонимических названий, — пояснил он. — Очень часто с клиентом просто невозможно работать по базе, так как в ней содержится уже обновленное название улицы или населенного пункта: старого названия просто нет, а ручное внесение невозможно. Если банк обошел проблему с программным обеспечением, то сложностей не будет никаких».

Основной документ, идентифицирующий личность в России, можно заменить за три дня в «родном» МФЦ по месту жительства (многофункциональные центры, созданные в рамках исполнения закона о госуслугах). Но если человек находится в другом городе или выбрал МФЦ не по месту жительства, процесс замены паспорта может растянуться на три месяца. А значит, придется ходить с временной справкой, которую в качестве документа, идентифицирующего личность, принимают не все банки, заключает газета.