Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка запускает программу индивидуальных пенсионных программ с использованием аналитики «больших данных». Как пишет «Коммерсант», о запуске продаж НПО (негосударственного пенсионного обеспечения) с использованием технологии Big Data сообщила накануне гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. Она отметила, что пилотный алгоритм Big Data учитывает не только традиционные параметры (пол, возраст, доход, регион проживания), но и более индивидуальные факторы: семейное положение, склонность к накоплениям или тратам, частоту путешествий, увлечения.

Big Data — аналитика неструктурированных данных больших объемов. К «большим данным» относят информацию, которая генерируется как человеком, так и техникой (число и объем трансакций, показатели счетчиков, данные видеонаблюдения или станций сотовых сетей). Российский сегмент рынка продуктов и услуг для работы с Big Data Московская биржа оценивала в 2015 году в 500 млн долларов, ожидая роста до 1,7 млрд к 2018 году.

Агентом привлечения клиентов в НПФ выступает Сбербанк, он же проводит анализ ключевых параметров: от кредитной истории и характера трат до профиля в соцсетях. «НПФ не получает от Сбербанка данные клиентов, вся работа с использованием модели продаж Big Data ведется в соответствии с законодательством о персональных данных», — подчеркнула Морозова. Однако после определения предпочтений и потребностей уже НПФ формирует для каждой группы клиентов свой пенсионный план. По словам Морозовой, развитие НПО — одно из приоритетных направлений в стратегии фонда. «В пилотном проекте около 30% клиентов НПФ Сбербанка, у которых есть договор ОПС, приняли участие в программах НПО и формировали индивидуальный пенсионный план», — говорит она.

«Коммерсант» отмечает, что на текущий момент масштабы бизнеса НПФ Сбербанка по НПО (по данным ЦБ за I квартал, 314 тыс. клиентов) несопоставимы с данными по обязательному пенсионному страхованию (4,2 млн клиентов). Однако в масштабах рынка это один из крупнейших показателей — большее число клиентов лишь в фондах «Благосостояние», «Телеком-Союз» и НПФ электроэнергетики. Совокупные затраты на внедрение проекта Big Data в НПФ Сбербанка не раскрывают. Как отметила Морозова, анализ и привлечение с использованием Big Data пока дороже традиционных методов, «однако все затраты идут в соответствии с утвержденным бизнес-планом и бюджетом». В Сбербанке на запрос газеты накануне не ответили, переадресовав в НПФ.

Опрошенные изданием крупнейшие участники рынка собственных программ с использованием Big Data пока не реализуют.

Как отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин, вводные для Big Data есть далеко не у всех игроков. «В группе Сбербанка, обладающего самой большой сетью и, как следствие, базой данных, Big Data логично внедрять по нескольким ключевым направлениям его бизнеса: банковскому, пенсионному или страховому. Сама технология будет работать тем лучше и эффективнее, чем большим будет масштаб обрабатываемых данных», — говорит Ногин.