Центробанк на заседании экспертного совета по корпоративному управлению в конце августа обсудит изменение процедуры раскрытия информации о бонусах топ-менеджеров акционерных обществ, сообщает газета «Ведомости». Разработать детальный механизм правительство поручило регулятору в «дорожной карте» развития корпоративного управления. Представитель ЦБ подтвердил изданию, что такие предложения подготовлены и направлены экспертам.

ЦБ видит в полном раскрытии вознаграждений конкретных менеджеров одинаковое количество плюсов и минусов. Компании станут прозрачнее, инвесторы получат возможность оценить адекватность этих расходов, а Россия — подняться в рейтинге Doing Business, следует из презентации ЦБ к заседанию совета («Ведомости» ознакомились с ней). На другой чаше весов — минусы: против выступает бизнес, к тому же раскрытие бонусов топ-менеджеров может усилить социальную напряженность, и есть криминальные риски, опасается ЦБ. И предлагает компаниям самим выбрать, включать данные о вознаграждении конкретных людей в годовой отчет или нет.

Но и для тех, кто не захочет этого делать, нужно ужесточить требования к отчетам, считает ЦБ. Компании должны раскрывать данные по каждому органу управления в обобщенном виде, говорится в его презентации: указать, какие расходы были компенсированы, сумму каждого вида вознаграждения (опцион, бонус и т. д.), долю постоянной и переменной части. Если какие-то выплаты не связаны с вознаграждениями, в годовом отчете должно быть указано, за что менеджеры получили эти деньги, сказано в предложениях ЦБ. Эти данные придется раскрывать и компаниям, обнародовавшим вознаграждения конкретных сотрудников.

Сейчас по правилам ЦБ эмитенты должны раскрывать только общую сумму вознаграждения отдельных органов управления. Критерии раскрытия по Кодексу корпоративного управления (его рекомендации внедряют 13 госкомпаний) жестче: нужно раскрыть данные о сумме бонусов по группе не меньше пяти самых высокооплачиваемых менеджеров с разбивкой по видам вознаграждений, по всем ключевым менеджерам, а также по каждому отдельному органу управления.

Компании по-прежнему недостаточно полно раскрывают информацию, признает директор PwC Елена Дубовицкая: как правило, публикуется только общая сумма по совету директоров и правлению. Из этих данных часто невозможно понять, что именно вошло в общую сумму: только вознаграждение за работу в правлении или в том числе должностной оклад, говорит директор Deloitte Олег Швырков. Без разбивки непонятно, какие бонусы получил топ-менеджер, сколько приходится на опционную часть, поддерживает юрист крупной компании. Инвесторам эта информация нужна, чтобы понять, какая часть вознаграждения будет постоянно выплачиваться, а что зависит от итогов работы компании, продолжает юрист. Например, высокие бонусы при убытке говорят о плохом корпоративном управлении, отмечает он.

Компании считают раскрытие вознаграждений конкретных людей слишком жесткой мерой. Например, сотрудники могут потребовать больше денег, сравнивая свои бонусы с другими, полагает топ-менеджер крупной российской компании.

Лучше всего данные о вознаграждениях раскрывают американские корпорации, рассказывает Швырков: они обязаны указать бонусы пяти самых высокооплачиваемых топ-менеджеров с полной разбивкой. В Великобритании отдельно публикуются вознаграждения всех исполнительных директоров. В Японии — промежуточный вариант: вознаграждения публикуются, только если они превышают определенную сумму. В Сингапуре и Новой Зеландии — по интервалам, в Бразилии — максимум и минимум по группе топ-менеджеров. Самое главное — чтобы включались все формы вознаграждения, предупреждает Швырков.