Очередной бюджет правительство может готовить как однолетний — только на 2017 год. Как сообщают «Ведомости», об этом знают три федеральных чиновника разных ведомств. На трехлетке видны все проблемы, объясняет один из этих чиновников: свести бюджет даже 2017 года с тем дефицитом, что предлагает Минфин (3,2%), практически невозможно. Чтобы бюджет был реалистичным, в нем должны быть учтены решения по налогам, даже если они будут приняты после 2018 года, по пенсионной системе, а сейчас их нет, и нет уверенности, что они будут приняты до конца года, подхватывает другой чиновник. Выборы тоже мешают, добавляет третий чиновник.

«Надо возвращаться к трехлетнему планированию, это дает нам более четкое видение перспективы», — говорил премьер-министр Дмитрий Медведев в Госдуме в апреле. В августе он же сетовал, что бюджет 2016 года может недосчитаться 1,5 трлн рублей доходов.

А в 2017-м доходов может быть еще меньше, чем в 2016-м, предупреждает федеральный чиновник. Расходы правительство решило заморозить — 15,787 трлн рублей (что приведет к их сокращению в реальном выражении), а также сократить на 5% незащищенные статьи бюджета, это еще около 250 млрд.

Из-за скачков цены на нефть в 2015 году правительство верстало бюджет без бюджетного правила и только на 2016 год. Вместе с однолетним бюджетом Минфин в октябре 2015-го внес в Госдуму проект бюджетного прогноза до 2030 года — всего на шести страницах.

До сих пор обсуждался именно трехлетний бюджет, но в последнее время появилась идея оставить однолетний бюджет еще на год, признает высокопоставленный чиновник: это нужно из-за очень большой неопределенности, сложно планировать бюджет на трехлетку, потому что он будет исполняться уже за пределами выборного цикла, неизвестно, какие решения по доходам и расходам будут приняты.

Такого обсуждения нет, категоричен представитель Минфина: министерство работает над трехлетним проектом бюджета. Все рабочие совещания по бюджету и все документы готовятся на 2017—2019 годы, говорит пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова. Официально — пока нет, но тема звучала на совещаниях, уточняет чиновник финансово-экономического блока.

Пока в правительстве исходят из того, что налоговая нагрузка в 2017 году увеличиться не должна, говорит федеральный чиновник: все обсуждения касаются периода после 2018 года. То же самое относится и к конструкции пенсионной системы, утверждает другой чиновник, но нужно быть готовыми, что какие-то изменения вступят в силу с 1 июля 2018 года или с января 2019-го. Из обсуждавшихся идей: удлинение шкалы страховых взносов, прогрессивная ставка НДФЛ, повышение ставки НДС с одновременным снижением ставки налога на прибыль или рост НДС и снижение страхового взноса.

Законом в бюджете-2016 утверждены доходы в объеме 13,738 трлн рублей, расходы на уровне 16,1 трлн, дефицит в 3% ВВП. Если среднегодовая цена на нефть в текущем году будет 40 долларов за баррель, доходы бюджета-2016 могут составить около 12,2 трлн рублей, следует из расчетов «Ведомостей», расходы (по уточненным данным Минфина) складываются на уровне 16,278 трлн, таким образом, дефицит может составить около 5,2% ВВП.

Между тем Минфин в пятницу опроверг информацию об однолетнем бюджете. «Ни в Минфине, ни в правительстве вариант однолетнего бюджета не обсуждается. Согласно закону, мы ведем работу над трехлетним бюджетом», — прокомментировала Банки.ру помощник министра финансов Светлана Никитина.