Доля просроченной задолженности по кредитам физлицам в Сбербанке вдвое ниже, чем по корпоративным займам, однако по мере выхода из кризиса тенденция может изменяться, заявил директор управления розничных рисков компании Вадим Кулик на пресс-конференции в среду.

В целом доля просроченной задолженности по всему кредитному портфелю крупнейшего российского банка составляет на 1 апреля 2,7—2,8%. «По «физикам» просрочка сейчас вдвое ниже, чем по «юрикам». Но юридические лица будут выходить из кризиса раньше, чем наемные работники. Вероятно, тенденция в какой-то момент изменится», — сказал Кулик.

Эксперты говорят в основном о нарастании «плохих» долгов компаний, связанном с падением производства и, соответственно, доходов корпоративных заемщиков, а тема некачественных долгов населения, которое тоже страдает от кризиса, остается в тени.

Кулик сообщил, что запущенная Сбербанком в октябре прошлого года в Москве технология «кредитной фабрики» позволяет снизить долю просроченной задолженности по кредитам населения до минимума. Во всяком случае, за полгода реализации пилотного проекта в столице просрочка по двум кредитным продуктам, предлагаемым в рамках «фабрики» (это кредит «Доверительный» и кредит на неотложные нужды без поручительства), остается нулевой, отметил представитель Сбербанка, добавив, что эти продукты занимают в разных отделениях от 15 до 40% портфеля розничных кредитов.

Суть технологии «кредитной фабрики» заключается в централизации функции бэк-офиса, принимающего решения о выдаче кредитов, частичной автоматизации процесса оценки заемщика, а также проверке информации о заемщике по внешним базам данных. По словам Кулика, сейчас такая проверка проводится по базам Федеральной иммиграционной службы и Пенсионного фонда РФ, планируется сотрудничество с МВД, ФНС и другими ведомствами. Кроме того, 100% заемщиков Сбербанка проверяются в бюро кредитных историй (БКИ). В половине случаев обращающиеся за кредитом уже имеют кредитную историю, добавил директор управления банка. Он подчеркнул, что Сбербанк получает информацию не только из собственного БКИ, а взаимодействует со всеми крупнейшими бюро.

Технология «фабрики» снижает и риск мошенничества со стороны самих сотрудников банка, занимающихся выдачей кредитов. «Документы на кредит собираются в точке продаж, а решение о выдаче принимается в центральном бэк-офисе. Кроме того, заявка обрабатывается автоматически и передается сотруднику по случайной выборке. В такой ситуации риск мошенничества персонала снижается», — сказал Кулик. Он признал, что сохраняется риск получения недостоверной информации от клиента и возможного сговора с сотрудником банка, но он снимается проверками по внешним базам данных.

Сбербанк приступил к тиражированию пилотной программы «кредитная фабрика», позволяющей не только улучшить качество кредитов, но и снизить затраты вдвое, а время принятия решения о выдаче средств — в семь раз. По словам Кулика, с июня эта технология будет внедряться в Северо-Западном банке Сбербанка, а в IV квартале — на всей территории европейской части России (это 10 территориальных банков из 18). При этом «фабрика» будет предлагать не два кредитных продукта, а пять — по сути, все виды потребительских кредитов за исключением ипотеки и автокредитов, сообщил Кулик.