Доступность новых автомобилей для жителей России за последние несколько лет в силу экономических причин снизилась, причем уровень доступности очень дифференцирован в географическом разрезе. Об этом говорится в обзоре агентства «РИА Рейтинг», которое составило рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля.

Индикатором доступности выступает доля семей, имеющих возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на содержание машины. Предполагалось, что семья тратит на автомобиль 50% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на прожиточный минимум в регионе проживания. Более подробно методика расчетов разъясняется в сообщении агентства.

Как показали результаты исследования, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого автомобиля без значительных сбережений является труднореализуемой задачей. В 20 регионах менее 10% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль стоимостью 470 тыс. рублей.

Ситуация в регионах-аутсайдерах, которые в основном представлены национальными республиками, во многом объясняется двумя факторами. С одной стороны, в таких регионах традиционно большой средний состав семей, что предопределяет низкий скорректированный семейный доход после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи. С другой стороны, в экономически слабых регионах невысокие зарплаты и зачастую высокая безработица, поэтому среднесемейные доходы от трудовой деятельности здесь невысоки.

Последнее место в рейтинге занимает Ингушетия, где лишь 4,7% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 470 тыс. рублей. Второе место с конца — у Дагестана с долей таких семей немногим более 5%. Тройку аутсайдеров замыкает Республика Крым (6,2%). «Несмотря на то что в Крыму не самые низкие зарплаты среди субъектов РФ, имеет место смещение их распределения в сторону низких значений, что и определяет невысокую доступность покупки новых авто», — говорится в обзоре. Но исследователи ожидают, что с учетом положительной динамики развития полуострова ситуация в среднесрочной перспективе может улучшиться.

В среднем в России рассчитанная по методологии рейтинга доля семей, для которых доступно владение новым автомобилем, составила 19,5%, а средним по стоимости автомобилем — 6,6%.

Как показало исследование, доступность покупки нового автомобиля в регионах сильно различается. Если у лидера рейтинга доля семей составляет более 56%, то у аутсайдера — в 12 раз меньше. По мнению аналитиков, такой уровень дифференциации в первую очередь свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных регионах страны, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.

Относительно хорошая доступность автомобилей наблюдается лишь в 15 регионах. При этом лишь в одном регионе более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить и содержать новый автомобиль — в Ямало-Ненецком автономном округе, где зафиксированы достаточно высокие зарплаты.

В целом в семи регионах (в основном это северные регионы) более трети семей могут приобрести и обслуживать новый автомобиль (за 470 тыс. рублей), а среднестатистическая семья может себе позволить купить хотя бы подержанный автомобиль. Так, в ЯНАО доля таких семей — 56,3%, в Ханты-Мансийском АО — 41,2%, в Ненецком АО — 40,4%, в Чукотском АО — 39,3%, в Сахалинской области — 38,4%, в Магаданской — 35,5%. В этот список вошла и Москва с долей 40,2% (четвертое место).

Еще в восьми регионах доля семей, для которых доступен автомобиль в кредит, находится в диапазоне 25—35%, что сравнимо с ситуацией в развитых странах. Среди второй группы лидеров помимо также северных регионов (Камчатского края, Республики Коми, Мурманской области, Якутии) можно выделить Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области.

Исследователи также оценили доступность в различных регионах автомобилей премиум-класса. Так, в лидирующем регионе, ЯНАО, доля семей, способных купить машину стоимостью более 5 млн рублей, составляет почти 7%. В целом в 16 регионах России хотя бы 1% семей могут себе позволить содержать и приобрести такой автомобиль.

Как показали результаты исследования, наибольший вклад в повышение доступности личного автотранспорта для россиян вносят высокие зарплаты. «Безусловно, стоимость страховок, бензина и ремонта автомобилей оказывает ощутимое влияние, но радикально поменять ситуацию данные факторы не способны», — отмечают эксперты. По их мнению, существенное влияние на доступность автомобилей могло бы оказать и радикальное снижение ставок по кредитам с одновременным увеличением сроков кредитования, однако уже сейчас многие автопроизводители субсидируют банковские ставки по автокредитам, поэтому значительного их снижения в среднесрочной перспективе, скорее всего, ожидать не стоит.