Правительство хочет, чтобы банки вели себя честно с потенциальными клиентами. Оно подготовило поправки в закон о рекламе, по которым рекламировать кредиты можно будет либо указывая полную информацию о стоимости займа, либо вообще не рассказывая о ней. Банкирам новшество сильно не понравилось, пишут «Ведомости».

В прошлом году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) исследовала рынок кредитования и выяснила, что многие банки обманывают клиентов. «Когда банк пишет в рекламе, что предоставляет кредит под 10% годовых, но при этом не указывает комиссию за рассмотрение документов или ведение счета, потребитель оказывается обманутым», — поясняет замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, участвовавший в разработке поправок. За нарушение закона о рекламе со следующего года ФАС сможет выписывать штрафы в размере до 500 тыс. рублей. Поправки будут рассмотрены во втором чтении в ноябре-декабре этого года.

Председатель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин говорит, что предложение ФАС — «первый шаг», и предлагает еще более жесткий подход: заставить банки писать в рекламе эффективную ставку. На его взгляд, потребителю, прочитавшему перечень процентов и комиссий, все равно трудно будет понять, сколько он на самом деле заплатит, тем более в терминах процентной ставки.

Банкиры единодушны — предложение правительства вредное и дискриминационное. «Тогда не будет смысла давать рекламу кредитов вообще», — считает вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. «Конечно, некоторые банки перегибают палку, но раскрывать все условия сразу нереально — проще сразу опубликовать текст договора», — иронизирует директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев. По его мнению, если новые правила будут введены, то это будет дискриминация банковского рынка: «Сотовые операторы говорят в рекламе, что минута стоит 2 цента, но когда внимательнее почитаешь все условия, то видно, что на самом деле разговор может обходиться гораздо дороже, почему бы тогда и для них не поменять правила?»