Совокупный объем госдолга российских регионов составил на 1 сентября 2016 года 2,3 трлн рублей, что на 2,3% меньше по сравнению с 1 января. При этом заметна тенденция: в нынешнем году банковские кредиты перестали выполнять роль основного долгового инструмента для регионов России — их доля с начала года снизилась с 41,64% до 29,22% (январь — сентябрь). В абсолютном же выражении объем кредитов, выданных регионам банковским сектором, сократился за этот же период с 965 млрд до 662 млрд рублей. Такие данные предоставило порталу Банки.ру Национальное рейтинговое агентство (НРА).

В агентстве подсчитали, что доля банковских кредитов в общем долговом портфеле регионов значительно варьируется от региона к региону. Например, в Нижегородской области этот показатель составляет 3,4%, а в Ненецком автономном округе — 100%. Всего же коммерческими кредитами пользуются 67 из 85 российских регионов.

По мнению ведущего специалиста методического департамента НРА Александра Пахалова, снижение объема банковских кредитов в региональном значении — неизбежное следствие государственной политики, направленной на снижение долговой нагрузки регионов.

«Федеральный центр замещает банковские кредиты выгодными для регионов бюджетными кредитами, предоставляемыми под минимальный процент (0,1% годовых). Такая политика снижает стоимость обслуживания долга для регионов, но она чревата постепенным сжатием сегмента коммерческого кредитования регионов, — полагает эксперт. — Уже сейчас в этом сегменте практически отсутствуют банки без госучастия, хотя в развитых странах субсуверенные долги в значительной степени сформированы за счет коммерческих инструментов».

Пахалов напоминает, что доля банковских кредитов в структуре госдолга регионов находится под влиянием двух разнонаправленных процессов. С одной стороны, Минфин проводит во многих регионах политику замещения банковских кредитов бюджетными займами. Прежде всего эта политика касается проблемных регионов, испытывающих сложности с обслуживанием дорогих коммерческих долгов. С другой стороны, более успешные и финансово устойчивые регионы продолжают привлекать новые банковские кредиты, а принятие решения о плавающей ставке сделает эти кредиты доступнее.

«Можно предположить, что доля банковских кредитов снизится еще на несколько процентных пунктов, а затем стабилизируется. В конечном итоге банковскими кредитами продолжат пользоваться наиболее экономически развитые и самостоятельные регионы, в то время как в других регионах основным инструментом долгового финансирования станут бюджетные кредиты», — считает эксперт НРА.

Логично, что основными кредиторами для российских регионов выступают банки с госучастием. Крупнейший кредитор в данной сфере — Сбербанк. На него приходится три четверти (75%) от общего объема коммерческих кредитов, выданных регионам. На втором месте — ВТБ (доля в 15%). Оставшуюся часть кредитов предоставляют другие участники рынка, к наиболее заметным из них относятся Россельхозбанк и Совкомбанк.

В НРА указывают: ставки по кредитам, выдаваемым сейчас регионам, находятся в диапазоне от 10% до 12,5% годовых в зависимости от условий кредитования и особенностей конкретного региона.

Спрос еще есть

Аналитики Национального рейтингового агентства обращают внимание на то, что, несмотря на проводимую политику замещения коммерческих займов бюджетными кредитами, преждевременно говорить о постепенной ликвидации этого сегмента долгового рынка. В частности, этому мешает тот факт, что сами регионы продолжают размещать заявки на привлечение заемных банковских средств.

Среди последних тендеров выделились лот в 4 млрд рублей на финансирование дефицита бюджета от правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, серия лотов общей суммой 5,6 млрд рублей на право оказания финансовых услуг по предоставлению кредитов Волгоградской области и несколько заявок от Министерства финансов Якутии на кредитование региона коммерческими банками на сумму порядка 1,6 млрд рублей.

Александр Пахалов говорит о том, что рост долговой нагрузки российских регионов — однозначно негативная тенденция. Ведь данный рост означает, что регионам не хватает доходов для покрытия текущих расходов, включающих в том числе и социальные обязательства.

«В результате образуется бюджетный дефицит (на сегодняшний день дефицитными являются бюджеты 52 из 85 субъектов РФ), покрывать который приходится за счет заемных средств, включающих прежде всего банковские и бюджетные кредиты, — комментирует эксперт. — Конечно, было бы лучше, если бы регионы справлялись с проблемой дефицита собственными силами — например за счет привлечения инвесторов, увеличения налоговой базы, оптимизации расходов. Однако в сложившейся экономической ситуации сделать это практически невозможно, поэтому использование долговых инструментов является неизбежным».

Условия для конкуренции

Так как в основном регионы кредитуют именно госбанки, правительство и Министерство финансов России уделяют особое внимание данному сегменту кредитования и регулируют ставки по кредитам за счет различных методов.

Еще в мае 2014 года Минфин и госбанки (ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк) заключили соглашение, по которому финучреждения должны были выдавать региональным властям кредиты на условиях «ключевая ставка ЦБ плюс 1,25 процентного пункта». Весной 2015 года условия были пересмотрены, став более гибкими, когда банки уже сами пообещали Минфину кредитовать регионы не более чем под 17,5% годовых и не пересматривать ставки по уже выданным кредитам.

6 октября 2016 года состоялось подписание постановления правительства РФ № 1009, которым официально вводится механизм установления плавающей процентной ставки по коммерческим кредитам банков для региональных и муниципальных бюджетов. Ставка состоит из суммы ключевой ставки Банка России и фиксированной надбавки, определенной в контракте на обеспечение государственных и муниципальных нужд, на привлечение финансовых ресурсов.

В НРА замечают, что фактически теперь ставка по кредитам, выдаваемым банками регионам, привязана к ключевой ставке ЦБ, и в случае ее снижения кредиты для регионов автоматически будут дешеветь.

«В 2015 году банки, кредитующие регионы, планировали снижать объем финансирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и некоторые из них делали это — кредиты погашались темпами, опережающими выдачи по новым таким проектам, — рассказывает директор департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева. — Однако на сегодняшний день банки признают, что низкорискованный сегмент (кредиты регионам) становится более доходным и, соответственно, более привлекательным в связи с ростом процентных ставок, что в свою очередь позволяет менеджменту банков пересмотреть планы по сокращению кредитования бюджетов субъектов и муниципалитетов. Доходность сегмента «госфинансирование» планируется поддерживать также за счет формирования пассивной базы от таких клиентов с маржинальными ставками привлечения».

Артемьева особо подчеркивает, что такие кредиты оказывают минимальную нагрузку на важнейший норматив для банков — достаточность собственных средств, вследствие применяемого при расчете минимального коэффициента риска.

В свою очередь Александр Пахалов уверен, что с точки зрения регионов механизм плавающей ставки — безусловный плюс, повышающий доступность кредитов.

«Это институциональное (то есть закрепленное в официальном документе) решение, создающее условия для адаптации стоимости кредитов для регионов к параметрам банковского рынка, прежде всего — к ключевой ставке Центробанка. Раньше для пересмотра ставок требовались переговоры между Минфином, регионами и банками, а теперь применение плавающей процентной ставки в случае постепенного понижения ключевой ставки позволит регионам автоматически также постепенно снижать расходы на обслуживание кредитов, — говорит он. — С точки зрения банков плавающая ставка тоже является плюсом, так как она увеличит интерес регионов к кредитам и позволит финансовым институтам оптимизировать процентные риски. Конечно, банки не смогут теперь устанавливать завышенные ставки по кредитам для регионов, но фактически они не делали этого и раньше в силу договоренностей с Минфином».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru