«ВымпелКом» решил нанять McKinsey для консультаций о разделе «Евросети», сообщил «Ведомостям» один из партнеров оператора. Человек, близкий к ретейлеру, подтвердил это, но предупредил, что вопрос не решен. Человек, близкий к оператору, признал, что соглашение с McKinsey подписано, и объяснил: консультант нужен, чтобы уточнить стратегию развития ретейла.

McKinsey должна оценить затраты на разделение «Евросети» и эффект от него, знает собеседник, близкий к ретейлеру. Сотовая розница, как правило, работает в минус, продолжает он, а контрагентов масса: и банки, и поставщики. Для операционного разделения нужно либо договориться с каждым о долге, либо, что проще, но потребует затрат, вывести компанию в ноль.

Разделение «Евросети» (по 50% у «ВымпелКома» и «МегаФона»), по данным собеседников «Ведомостей», обсуждается с весны. Человек, близкий к «Евросети», это подтверждал, но подчеркивал, что решения нет. Операторы хотят забрать по половине салонов (их более 4 тыс.) и присоединить к своей рознице, говорили собеседники; обсуждалась и ликвидация бренда. Человек, близкий к партнеру «ВымпелКома», утверждает, что «МегаФон» готов был выкупить бренд, но «ВымпелКом» настаивает на его ликвидации при разделении. Близкий к ретейлеру собеседник слышал лишь об идее уничтожить бренд.

«ВымпелКом» купил 49,9% «Евросети» за 226 млн долларов у Александра Мамута в 2008 году. Мамут и «ВымпелКом» пытались провести первичное размещение, это не вышло, и в декабре 2012 года Мамут продал оставшееся за 1,07 млрд долларов: 0,1% купил «ВымпелКом», по 25% — «Мегафон» и Garsdale Алишера Усманова с партнерами. Доля Garsdale перешла к «МегаФону» в июле 2014-го.

В 2015 году «Евросеть» вступила в ценовую войну с розничной сетью МТС. Затем «Евросеть», сети ее акционеров и «Связной» бросили торговать устройствами Samsung — МТС стала крупнейшим продавцом смартфонов Samsung.

«ВымпелКом» стал уделять внимание развитию собственной розницы. В конце сентября, например, он объявил, что разработал новую франчайзинговую программу, призванную сократить расходы на строительство салонов и персонал и создать торговые точки в отдаленных регионах. К 2018 году «ВымпелКом» планирует довести розничную сеть с нынешних 3,4 тыс. до 4,5 тыс. салонов. Сейчас под управлением франчайзинговых партнеров примерно 2 тыс. салонов, работающих под брендом «Билайн», к 2018 году их должно стать 3 тыс.

У «МегаФона» и «ВымпелКома» принципиально разные цели, говорит аналитик Otkritie Capital Александр Венгранович, объясняя, почему операторы снова возвращаются к теме разделения общего актива. «ВымпелКом» находится в позиции догоняющего, а у «МегаФона» гораздо более крупная собственная розница, считает аналитик, поэтому компаниям трудно прийти к консенсусу в вопросах развития ретейлера. По оценкам самих операторов, у них сейчас вдвое больше салонов, чем нужно. Это объясняется тем, что им нужно продавать больше контрактов, минимизируя эффект оттока абонентской базы.

По оценке старшего аналитика «Альпари» Романа Ткачука, рыночная стоимость «Евросети» могла бы составить около 30 млрд рублей. За основу своих расчетов он брал стоимость идентифицируемых чистых активов «Евросети» на балансе «МегаФона» (28 млрд рублей), а также оценку других ретейлеров, работающих с электроникой.

Представители «МегаФона», «ВымпелКома» и «Евросети» отказались комментировать информацию «Ведомостей». Представитель McKinsey не ответил на запрос.