Доступ к банковским кредитам под плавающие процентные ставки должен сократить стоимость заимствований для российских местных и региональных органов власти в краткосрочной перспективе, но усиливает их подверженность процентному риску с учетом ограниченных возможностей по хеджированию, отмечают аналитики Fitch Ratings.

Как напоминают в агентстве, 6 октября российское правительство внесло поправки в федеральное законодательство о государственных закупках, что позволило российским городам и регионам привлекать банковские кредиты под плавающую ставку с привязкой к ключевой ставке Банка России, которая в прошлом месяце была понижена с 10,5% до 10%. Ранее при использовании банковских кредитов регионы и муниципалитеты должны были платить фиксированную процентную ставку.

Это изменение должно снизить процентные расходы местных и региональных органов власти, так как существующие банковские кредиты с фиксированной ставкой будут рефинансироваться по более низкой ставке. Экономия, скорее всего, первоначально будет небольшой и будет зависеть от надбавки сверх ставки ЦБ, которую будут брать банки (в Fitch считают, что надбавка может быть небольшой, так как стоимость банковского финансирования в целом ниже ставки Центробанка). Долгосрочные преимущества могут быть более заметными, если ЦБ продолжит постепенно понижать ставки в 2017 и 2018 годах (агентство прогнозирует 8,5% в конце 2017 года и 7,5% в конце 2018-го), хотя банки выплатили значительную часть финансирования ЦБ РФ, предоставленного в 2014—2015 годах, и в Fitch ожидают, что такое финансирование будет полностью погашено к концу 2016 года.

Однако, хотя местные и региональные органы власти до последнего времени были ограничены заимствованиями с фиксированной ставкой, резкие повышения ставок оказали заметное воздействие на их бюджеты ввиду профиля погашения долга, как правило краткосрочного. Это приводило к тому, что кредиты и облигации с фиксированной ставкой требовалось часто рефинансировать. Так произошло в 2015 году, когда процентные расходы городов и регионов повысились на 20% относительно предыдущего года. Это последовало за повышением базовой ставки ЦБ РФ до 17% с 10,5% в конце 2014-го, так как падение цен на нефть привело к устойчивому давлению на рубль. Несмотря на то, что местные и региональные органы власти привлекали заимствования на рынке под фиксированную ставку, в начале 2015 года краткосрочный долг приходилось рефинансировать по ставкам, близким к 25%.

Ключевая ставка ЦБ РФ должна быть менее волатильной, чем рыночные ставки, но эффект перехода на привязку к ключевой ставке проявится в краткосрочной перспективе, отмечается в докладе. Пока не ясно, насколько эффективно местные и региональные органы власти смогут управлять процентным риском. Управление долгом было, как правило, консервативным и ориентированным на минимизацию процентных расходов, но существовавшие ранее ограничения по заимствованиям с плавающей ставкой означают, что их способность осуществлять хеджирование на случай роста ставок пока не была проверена на практике. Российские банки не имеют значительных заимствований с плавающей процентной ставкой, и хеджирование процентного риска в России является недостаточно развитым и дорогостоящим, отмечают аналитики.

Краткосрочные профили погашения долга традиционно подвергают российские местные и региональные органы власти риску рефинансирования, однако он сглаживается доступностью целевых кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку для проведения выплат по долгу с наступающими сроками. Банковские кредиты составляли 31% прямого риска (облигации и банковские кредиты плюс прочая задолженность по классификации Fitch, включая кредиты из федерального бюджета) для регионов на 1 сентября 2016 года.

Доля рыночного долга (облигации и банковские кредиты) сократилась до 48% от всего прямого риска по сравнению с 63% на начало года, но в Fitch считают, что это обусловлено главным образом сезонным эффектом, и ожидают, что баланс между рыночным долгом и кредитами из федерального бюджета вернется приблизительно к 60:40 к концу года по мере погашения краткосрочных кредитов от федерального казначейства. Отношение совокупного рыночного долга к суммарным доходам является низким (17% в 2015 году).

«Совокупный профицит в размере 410 млрд рублей, который регионы имели на 1 сентября, соответствует нашему мнению о том, что в секторе появляются признаки финансовой стабилизации. В то же время профицит в значительной мере отражает эффект отложенного исполнения капитальных расходов, и мы ожидаем, что более высокие расходы в IV квартале приведут к дефициту за полный год в размере около 180 миллиардов рублей, или 8% от суммарного долга регионов (в сравнении с 12% в 2015 году)», — указывают в Fitch Ratings.