Если бы новая редакция Бюджетного кодекса вступила в действие уже сейчас, то почти треть регионов РФ были бы признаны неустойчивыми с точки зрения госдолга. К такому выводу пришли аналитики Национального рейтингового агентства, которые специально для «Известий» проанализировали обязательства субъектов РФ.

С одной стороны, картина с задолженностью регионов вроде бы улучшается. Так, НРА отмечает, что за восемь месяцев 2016 года совокупные обязательства субъектов РФ несколько снизились — на 2,28%, до 2,267 трлн рублей. С другой стороны, существенно изменилась структура обязательств регионов.

«Главным элементом госдолга стали бюджетные кредиты: если на начало года они составляли около 34,88% от совокупного госдолга регионов, то в сентябре этот показатель увеличился до 48,95%», — указывается в исследовании для «Известий».

На федеральном уровне поставлена цель снижения стоимости долга для регионов. Достигается эта цель путем замещения коммерческих кредитов от банков (ставка по ним составляет не менее 10% годовых) бюджетными кредитами (по ним действует ставка 0,1% годовых), подчеркивает аналитик НРА Александр Пахалов.

По его словам, «новые заимствования на рыночных условиях получают наиболее обеспеченные регионы, способные выплачивать проценты. Менее успешные практически полностью отказались от сотрудничества с банками, хотя ранее активно пользовались этим инструментом». При этом последние, вместо того чтобы направлять средства, полученные от разницы в процентах, на погашение тела долга, используют деньги для решения текущих проблем и вместо уменьшения долговой нагрузки только увеличивают ее.

«Среди регионов, сочетающих бюджетный дефицит с высоким госдолгом, преобладают регионы с низким экономическим потенциалом и невысокой инвестиционной привлекательностью. Такие регионы традиционно находятся в финансовой зависимости от федерального центра», — говорится в обзоре НРА.

В итоге осталось не так много субъектов РФ, в структуре задолженности которых значительную долю занимают банковские кредиты (см. материал Банки.ру).

НРА: регионы все меньше берут в долг у банков

Совокупный объем госдолга российских регионов составил на 1 сентября 2016 года 2,3 трлн рублей, что на 2,3% меньше по сравнению с 1 января 2016 года. При этом заметна тенденция: в нынешнем году банковские кредиты перестали выполнять роль основного долгового инструмента для регионов России – их доля с начала года снизилась с 41,64% до 29,22% (январь-сентябрь). В абсолютном же выражении объем кредитов, выданных регионам банковским сектором, сократился за этот же период с 965 до 662 млрд рублей. Такие данные предоставило порталу Банки.ру Национальное рейтинговое агентство (НРА).

По новой редакции Бюджетного кодекса, вступающей в силу с 2019 года, субъекты РФ будут делиться на три группы: с высокой долговой устойчивостью (регионы, у которых долг меньше 50% доходов бюджета), средней (долг в 50—85% объема доходов) и низкой долговой устойчивостью. В НРА выяснили, что если бы правила нового Бюджетного кодекса действовали уже сейчас, то к началу сентября 2016 года лишь 14 регионов попали бы в группу с низкой долговой нагрузкой (не более 25% доходов бюджета). Это Севастополь, Республика Крым, Санкт-Петербург, Москва, Ханты-Мансийский АО, Башкирия, Сахалинская, Тюменская, Владимирская, Ленинградская, Иркутская области, Алтайский, Пермский и Приморский края.

При этом 25 (почти треть) из всех 85 регионов относились бы к категории регионов с низкой долговой устойчивостью. Причем 14 из них, отмечают в НРА, нарушили соглашение с Минфином о предоставлении бюджетных кредитов. Хуже всего дела обстоят в Мордовии, Хакасии, Костромской обсласти, Северной Осетии, Астраханской области, Калмыкии, Карелии, Марий Эл, Забайкальском крае, Псковской, Кировской, Смоленской и Калужской областях, а также в Карачаево-Черкесии. В этих субъектах отношение госдолга к доходам бюджета превышает 100%. Из 25 регионов с долговой нагрузкой свыше 85% от доходов в течение 2016 года снизить госдолг удалось только трем, еще двум удалось сохранить статус-кво. В оставшихся 20 обязательства продолжили расти.

До настоящего момента Минфин не вводил санкций в отношении регионов, хронически нарушающих соглашения по бюджетному кредитованию (ведомство договаривается с субъектом о достижении определенных индикаторов). «Однако можно ожидать, что в дальнейшем Минфин может пойти на приостановку или сокращение бюджетного кредитования регионов-нарушителей, — прогнозирует Александр Пахалов. — Фактически в этих регионах не происходит оздоровления региональных финансов, бюджетные кредиты не решают проблему бюджетных дефицитов и не снижают уровень долговой нагрузки».

Это означает, что регионам снова придется обращаться к рыночным инструментам, которые значительно дороже в обслуживании, подчеркивают в НРА. То есть снижающийся показатель госдолга может снова начать расти как снежный ком.