Центр стратегических разработок (ЦСР), совет которого возглавляет Алексей Кудрин, в понедельник представил доклад об основных направлениях защиты и развития конкуренции, где предложил пять мер для развития в этом направлении до 2035 года.

«Главный приоритет конкурентной политики в России на период с 2018—2024 и на перспективу до 2035 года — развивать промышленность, защищая конкуренцию», — считают авторы доклада. По их мнению, для России актуальным является не только вопрос защиты конкуренции от самого государства, но и обеспечение целенаправленной реструктуризации отдельных отраслей, что предполагает задействование инструментов промышленной политики.

Так, первым направлением ЦСР называет переход к интеллектуальному антимонопольному регулированию, которое предполагает управление качеством регуляторных мер на протяжении всего цикла их разработки, принятия и реализации и отмены, иными словами — полного цикла институциональных технологий. Цикл включает в себя разработку нового законодательства, его применение, контроль и надзор за его применением и другие этапы.

Второе направление — это развитие конкуренции с использованием результатов интеллектуальной деятельности. По мнению экспертов ЦСР, для создания и внедрения инноваций необходима прозрачная регуляторная среда, обеспечивающая защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и гарантирующая инноватору — обладателю и первичному продавцу прав на РИД — возможности получения инновационной ренты как ключевого стимула для его деятельности.

Еще одним из направлений, по мнению экспертов, должна стать модернизация регулирования естественных монополий. Для достижения этой цели центр среди прочего предлагает переход там, где возможно, к рыночным механизмам ценообразования на услуги субъектов естественных монополий и сворачивание перекрестного субсидирования каких-либо групп потребителей товаров и услуг естественных монополий (по территориальным или иным признакам) за счет других.

Кроме того, ЦСР считает важным развитие конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации государственного имущества на торгах. Здесь необходимо исключить сговор, упростить процедуру заказа, устранить барьеры по выходу на рынок. Пятое направление — это развитие конкуренции на уровне регионов, цель которого — настроить стимулы органов власти на развитие конкуренции на подведомственных рынках в рамках компетенции.