Минэкономразвития России предлагает усилить контроль за компаниями, желающими минимизировать налоги путем манипулирования ценами сделок между связанными или контролируемыми лицами, сообщил замглавы министерства Станислав Воскресенский. Соответствующее письмо с предложениями по внесению ряда поправок в Налоговый кодекс направлено в Минфин.

«В текущей ситуации возрастают риски, связанные с минимизацией налоговой базы на территории РФ и ее перераспределением в пользу зависимых компаний за рубежом», — говорится в письме.Чтобы пресечь использование схем по минимизации налогов, министерство предлагает повысить эффективность налогового контроля за трансфертным ценообразованием.

Для этого предполагается расширить круг взаимозависимых лиц, внеся поправки в статью 20 Налогового кодекса. В частности, в перечень взаимозависимых войдут основное общество и дочерние компании, компании и члены их советов директоров, предприятия, в которых руководителем является одно и то же лицо. Сюжа же относятся случаи, когда доля непосредственного участия каждой предыдущей компании в каждой последующей составляет более 50%. Как сообщили в министерстве, эти изменения в кодекс уже согласованы с Минфином.

Минэкономразвития также расширяет перечень сделок, которые должны повергаться усиленному контролю со стороны налоговиков. Планируется контролировать цены в сделках между взаимозависимыми лицами, когда сумма всех таких сделок за год с одним лицом превышает 1 млрд рублей, внешнеторговых сделках, сделках с офшорными компаниями. При этом налогоплательщик обязан будет представлять в налоговые органы сведения о сделках, попавших в этот перечень, если сумма доходов и расходов от них превышает 100 млн рублей. Такие сведения должны указываться в приложениях к налоговым декларациям по налогу на прибыль. Министерство сообщает, что данный порог будет постепенно снижаться. Ранее Минфин предлагал ввести его на один год, а затем в течение 4—5 лет понизить до 20 млн рублей.

Минэкономразвития предлагает предусмотреть возможность заключения между компаниями и налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

Кроме того, по мнению МЭР, в Налоговый кодекс необходимо ввести определение «необоснованной налоговой выгоды». Этот термин уже разъяснялся пленумом Высшего арбитражного суда (ВАС). В частности, в постановлении этого органа говорилось, что «налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена не в связи с осуществлением реальной предпринимательской деятельности». Налоговая выгода признается ВАС необоснованной, если компания имеет все признаки фирмы-однодневки (нет персонала и средств производства) или совершена операция, не обусловленная разумными экономическими причинами.