Центробанк выпустил первый обзор состояния финансовой доступности в РФ. Некоторые его данные приводятся в сообщении, опубликованном на сайте регулятора.

В основу обзора легли индикаторы финансовой доступности за 2014 и 2015 годы, замеры которых Банк России провел в 2015 и 2016 годах на основе отчетности финорганизаций и опросов взрослого населения и субъектов МСП. В обзоре содержатся сравнительные данные о существующей в России инфраструктуре финансовых услуг (количество банков, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, страховых компаний, ломбардов, банкоматов, платежных терминалов и т. п. в различных регионах страны), а также подробная информация о востребованности населением и бизнесом финансовых сервисов и об удовлетворенности ими (в том числе в региональном разрезе).

Согласно оценкам Международного валютного фонда, по итогам 2014 года в России большинство показателей финансовой доступности были сопоставимы с аналогичными в странах «большой семерки», напоминает Центробанк: по количеству подразделений действующих банков на 100 тыс. взрослых жителей наша страна оказалась только позади Италии и Франции, а по количеству банкоматов на те же 100 тыс. жителей уступила лишь Канаде.

Банк России впервые рассчитал индикаторы доступности финансовых услуг

Центробанк РФ разработал набор индикаторов финансовой доступности и провел их первый расчет, сообщается на сайте регулятора.

По итогам 2015 года количество банковских подразделений сократилось на 11,2%, однако были отмечены компенсирующие факторы: количество платежных терминалов банковских и небанковских платежных агентов возросло на 16,2% и 74,7% соответственно, и на 5 процентных пунктов (до 39,5%) увеличилась доля взрослого населения с дистанционным доступом к банковским счетам.

Дистанционным доступом чаще всего пользуется молодежь в возрастных группах от 21 года до 35 лет, при этом среди пожилых людей, использующих дистанционный доступ, доля тех, кому 66—70 лет, выше, чем тех, кому 61—65 лет (5,2% и 3,8% соответственно).

Почти каждый третий взрослый россиянин брал кредит в банке, займы в МФО — лишь 2,8%, а в ломбардах — 3,4%. Наибольшая доля населения, размещавшего средства во вкладах в банках, приходится на возрастную группу от 71 года (44,9%). В МФО активно размещали средства граждане среднего возраста (46—50 лет) и в возрасте старше 66 лет. Вероятнее всего, их привлекала возможность получить высокий процентный доход, что свидетельствует о неумении сопоставить риски и возможную выгоду, комментируют авторы обзора.

Услугами добровольного страхования в России в 2015 году пользовались 16,4% взрослого населения, обязательного страхования — 63,2%.

В России 37,9% взрослого населения имеют только зарплатную карту, 19,9% — только другую расчетную (дебетовую) карту, кроме зарплатной, 14,2% — оба вида. 22,5% россиян имеют действующие кредитные карты.

В разделе обзора, посвященном оценке качества финансовых услуг, приведены данные о том, в каких регионах страны население чаще отказывалось от оформления кредита, размещения вклада, услуг добровольного страхования и почему. Например, 22,8% россиян отказались от кредита из-за высокой ставки.

Полностью не доверяет любым финансовым организациям 4% взрослого населения. При этом в обзоре отмечается снижение уровня недоверия к финансовым институтам (кредитным организациям, МФО, КПК, ломбардам и страховщикам). Впрочем, оценивая удовлетворенность граждан услугами микрофинансирования, авторы обзора обращают внимание на то, что более 81,2% опрошенных, скорее всего, не сталкивались с данным видом финансовых услуг или затруднились ответить. Страховому рынку оценку смогли дать 31,5% взрослого населения России.

В ходе исследования была измерена степень понимания населением экономического содержания различных финансовых терминов. Оказалось, что в Москве и Санкт-Петербурге только 45,3% взрослого населения понимают, что такое процентная ставка, в сельской местности — 49,6%. В сложных процентах лучше всех разбираются жители небольших городов. Зато жители обеих столиц и других городов-миллионников лучше прочих понимают экономическое содержание понятий «инфляция» и «денежная иллюзия».

Большинство жителей России — 60,7% — считают, что благодаря существующим в стране финансовым услугам качество их жизни улучшилось, но 8,3% отрицательно оценили влияние финуслуг на качество жизни.

ЦБ рассчитал показатели, характеризующие спрос россиян на финансовые услуги

Банк России опубликовал пилотный расчет индикаторов финансовой доступности в части спроса на финансовые услуги. Расчеты, произведенные по заказу и методологии ЦБ в октябре — ноябре 2015 года Национальным агентством по финансовым исследованиям и фондом «Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара» по результатам опросов населения (1,6 тыс. человек) и субъектов малого и среднего предпринимательства (в рамках пилотного замера — 500 юридических лиц) по всероссийской выборке, дополнили представленный ранее пилотный расчет значений индикаторов финансовой доступности в части предложения финуслуг.

Среди субъектов малого и среднего предпринимательства 17,8% в рассматриваемый период имели активный залоговый банковский кредит, 17,6% — открытую кредитную линию. Значительную часть кредитов организации малого бизнеса берут от имени физического лица. В МФО субъекты МСП занимают менее активно: лишь 1,2%, что, как указывают в ЦБ, может объясняться недостаточной информированностью начинающих предпринимателей о господдержке бизнеса через данный сегмент финрынка. 92,6% субъектов МСП никогда не пользовались займами МФО либо затруднились с оценкой услуги. Также малый и средний бизнес весьма неактивно пользовался лизингом и факторингом: не сталкивались с факторингом или затруднились с ответом более 90% опрошенных, а оценить качество лизинга в лизинговой компании смогли лишь 31,2% субъектов МСП.

Лидером среди федеральных округов по простоте получения необеспеченного кредита/займа для МСП стал Северо-Западный ФО.

В целом 71% субъектов МСП удовлетворены банковским сервисом.

Банк России намерен выпускать обзоры состояния финансовой доступности ежегодно. При этом в 2017 году планируется дополнить набор индикаторов показателями развития МСП в части качества и полезности финансовых услуг, а также результатами оценки уровня финансовой грамотности и компетентности населения.

Кроме того, в 2017 году Банк России планирует разработать стратегию повышения финансовой доступности на среднесрочную перспективу, в которой будут в том числе отражены рекомендации Всемирного банка и МВФ. В числе прочего серьезное внимание планируется уделить выявлению факторов, мотивирующих население повышать собственный уровень финансовой грамотности, следует из сообщения ЦБ.