Риторика властей по поддержке малого и среднего бизнеса, который должен стать опорой для модернизации экономики, пока не дает ощутимых результатов, пишет в пятницу «РБК daily». Как показывают опросы руководителей компаний, растет расслоение среди предприятий; больший оптимизм демонстрируют крупные компании. Положительный эффект антикризисных мер правительства в малом и среднем бизнесе пока проявляется лишь в надежде компаний на то, что хуже уже не будет.

Промышленность начинает обживаться на дне, считает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло, «но дно у предприятий разное». С декабря индекс оптимизма (рассчитывается с учетом оценок предприятиями спроса на свою продукцию, запасов готовой продукции и планов выпуска) в промышленности был одинаковым вне зависимости от размера компаний. Мартовские результаты исследования ИЭПП свидетельствуют о том, что большие предприятия (свыше 5 тыс. занятых) уже радужнее оценивают свои перспективы.
«Расчеты индекса оптимизма по размерам предприятий полностью подтверждают восстановление расслоения в российской промышленности в зависимости от размера предприятия, преобладавшего в межкризисный период», — говорится в исследовании. У крупных предприятий индекс закрепился на уровне −29, что лучше кризисного минимума декабря на 6 пунктов. Индекс небольших предприятий (до 500 человек занятых) с декабря пребывает на уровне кризисного (2008—2009 годы) минимума (от −35 до −34). «То есть никакого изменения положения в этой группе предприятий за последние четыре месяца не произошло», — констатирует Цухло.

Так, например, крупные промышленники говорят о стабилизации спроса на их продукцию, тогда как темп изменения спроса на продукцию небольших предприятий в марте вернулся к кризисному минимуму. «Таким образом, меры правительства по стимулированию спроса пока помогают только большим предприятиям, — говорит Цухло. — Как следствие, удовлетворенность спросом тоже выше в этой группе». При этом у крупных промышленных предприятий в марте появилась возможность увеличить цены на свою продукцию, в отличие от более мелких компаний. Играет свою роль монополизм, который концентрируется на уровне крупных компаний.