Росимущество придумало, как ускорить приватизацию: готовить госактивы к продаже можно и за счет будущих покупателей, пишет газета «Ведомости», которая ознакомилась с проектом доклада, готовящегося для госсовета этой зимой.

Продажу госактива Росимущество называет крайней мерой на случай, если он обходится государству слишком дорого и не решает экономических и социальных задач. Тем не менее в проекте доклада Росимущество предложило несколько инноваций в приватизации — способов ускорить ее и упростить.

СМИ: Росимущество предлагает не торопиться с приватизацией

Росимущество предлагает скорректировать политику продажи имущества, которое не нужно государству для осуществления его функций. В ведомстве считают, что приватизация — это крайняя мера, сначала на госимуществе нужно постараться заработать, и только если не выйдет — продавать, пишут «Ведомости» со ссылкой на доклад Росимущества.

Цель — чтобы покупатели частично выполнили работу продавца, поясняет федеральный чиновник. Для этого Росимущество предлагает привлекать инвесторов к предпродажной подготовке актива, а затем компенсировать им затраты из выручки от продажи. Еще одна идея — «приватизационная инициатива». Инвестор приходит в Росимущество с подготовленной документацией, оценкой и аудитом и предлагает продать актив, описывает механизм участник редакционной группы по подготовке доклада, председатель совета директоров InfraOne Альберт Еганян. После этого вся информация публикуется, и в течение определенного срока любой желающий может подать такую же заявку на актив. Если таковые появятся, то будет проведен конкурс, если нет — актив достанется инициатору сделки.

В докладе предложены и механизмы помощи уже инвестору, если он не может сразу оплатить актив: отложенная продажа под обеспечение — например, залог акций, счет эскроу, залоговый счет, банковская гарантия.

Представитель Росимущества отказался обсуждать предложения, сказав, что это предварительная версия доклада.

В 2010—2015 годах первоначальные бюджетные планы по приватизации не были выполнены даже на 20%, следует из данных Росимущества. Каждый год власти утверждают план приватизации, во многом исходя не из запроса рынка, а из количества активов, которые можно подготовить к продаже, рассуждает Еганян: это долгая процедура, требующая госрасходов, а инвесторы могли бы значительно ускорить процесс. Обычно комиссия организатора сделок составляет 1—1,7% от суммы продажи, для крупных размещений — 1—2%, говорит инвестбанкир, участвующий в приватизации. Основная работа — анализ компании, маркетинг, due diligеnce и т. д., перечисляет он. Подготовка к приватизации растягивается сейчас на девять месяцев, рассказывает Еганян, еще на полгода — собственно продажа актива. А инициатор приватизации сам оплатит все процедуры и не связан, в отличие от чиновников, законом о контрактной системе, по которому проводятся госзакупки. При этом участие в подготовке актива не дает инвестору никакого преимущества на конкурсе, продолжает Еганян, это просто способ быстрее получить актив.

Приватизационная инициатива используется в Южной Америке, во многих странах Азии, отмечает Еганян, а в России есть частная концессионная инициатива, и ее доля по отношению к обычным концессиям (там, где надо несколько лет ждать объявления концессионного конкурса) активно растет. Такая практика может применяться для любых предприятий, не включенных в список стратегических, и будет интересна двум типам инвесторов, описывает Еганян. Первый класс — инвесторы, специализирующиеся на посевных инвестициях, их бизнес-модель — инвестиции в подготовку актива к продаже. Второй класс — инвесторы, заинтересованные в конкретном активе, которые, вкладывая в его подготовку, ускоряют продажи. Спрос будет, считает Еганян: на рынке концессионного финансирования в последние годы проектов меньше, чем денег, и если в приватизации будут применены те же отработанные модели, то часть избыточной ликвидности концессионного рынка может перейти в сегмент приватизации.

Но такие инновации создают и риски, предупреждает директор центра финансовых расследований Финансового университета при правительстве Сергей Лесничий. Без объективного и независимого контроля у менеджеров госкомпаний может появиться возможность договориться с сотрудниками Росимущества и по минимальной стоимости приобрести ранее расхищенные предприятия, чтобы скрыть правонарушения, опасается он.