На прошлой неделе РЖД объявила, что планирует «высвободить» 53,7 тыс. человек за счет выхода сотрудников на пенсию, увольнений по собственному желанию и сокращения вакансий (19 тыс. уже покинули компанию). Еще 450 тыс. человек переведены на неполный рабочий день, а 247,6 тыс. отправлены в отпуск без сохранения зарплаты. Как пишет в понедельник газета «Ведомости», всего сокращение доходов затронет 750 тыс. человек, или 60% персонала монополии.

Это может серьезно сказаться на качестве активов ее дочернего банка. К концу 2007 года кредиты сотрудникам РЖД составляли около 80% розничного и 36% общего портфеля ТКБ, следует из его отчетности по МСФО. Отчета за 2008 год еще нет, но с тех пор эти доли поменялись незначительно, говорит предправления банка Сергей Пушкин. В начале прошлого года банк старался увеличить долю заемщиков «с улицы», но с началом кризиса, наоборот, стал кредитовать лишь самых надежных клиентов — сотрудников РЖД и транспортной отрасли. РЖД субсидировала сотрудникам большую часть ставки по ипотеке и 2/3 из примерно 25 млрд рублей ипотечного портфеля ТКБ сформировано из таких кредитов, сообщил Пушкин.

По его словам, банк сейчас оценивает влияние сокращений в РЖД на портфель: «Пока очевидно только, что лучше он не станет».

У Транскредитбанка, сказал Пушкин, есть неформальная договоренность с РЖД при сокращениях по возможности не затрагивать заемщиков банка. Тем не менее банк готовится к реструктуризациям кредитов, продолжает он. Пока банк реструктурировал лишь несколько десятков кредитов, отмечает вице-президент Транскредитбанка Андрей Купцов.

Представитель РЖД сказал лишь, что компания продолжает субсидировать ставки по ипотечным кредитам Транскредитбанка для своих работников.