Опыт бесконтактной оплаты с помощью мобильного телефона имеют 5% россиян, а бесконтактные банковские карты использовали 24%. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в октябре 2016 года.

Около трети россиян (30%) регулярно оплачивают повседневные покупки безналичным способом. Это в большей степени свойственно высокообразованной части населения (43%) и молодежи в возрасте 24—35 лет (40%). Тем не менее большинство россиян (70%) по-прежнему оплачивают повседневные товары и услуги наличными.

Сегодня знают о существовании банковских карт с возможностью бесконтактной оплаты до 79% россиян, при этом сказали, что пользовались ими, 24% опрошенных. Не имеют опыта, но хорошо знают о существовании таких карт 39% россиян, еще 16% слышали о них в общих чертах. Заметно чаще о наличии опыта бесконтактной оплаты картами сообщали россияне с высшим образованием (30% против 22% россиян без высшего образования).

О возможности совершать бесконтактные платежи с помощью мобильного телефона осведомлены 65% россиян. Однако пользовались этой возможностью только 5%. Еще 39% россиян информированы о них, но не практиковали такой способ оплаты, а каждый четвертый признался, что об этой технологии слышал только в общих чертах (21%). Ничего не знают о возможности бесконтактной оплаты покупок с помощью мобильного устройства более трети россиян.

Наличие в телефоне технической возможности проводить бесконтактные платежи станет определяющим при покупке следующего смартфона для каждого десятого россиянина (10%). Для 30% это будет весомым бонусом. Каждый второй отметил, что данная техническая функция не будет играть роли при покупке гаджета (50%).

«Использование наличных денег в повседневной жизни россиян постепенно снижается, а безналичных — растет. Это тренд, который подтверждается с каждым новым исследованием НАФИ, — комментирует руководитель направления финансовых технологий Аналитического центра НАФИ Сергей Антонян. — На наших глазах происходит постепенный переход потребителей в мир «цифрового банкинга». Отказываясь от наличных, наши сограждане постепенно приобщаются к новым технологиям и сервисам. Лидером этого процесса является образованная, материально обеспеченная молодежь, проживающая в крупных городах».

При этом Антонян констатирует, что «в настоящее время технологией бесконтактных платежей с помощью мобильных устройств (NFC) в России пользуется весьма ограниченное число людей. Ключевым барьером является слабое развитие инфраструктуры — мало точек приема оплаты касанием, что снижает мотивацию потребителей к апгрейду телефона».

«Новый импульс развитию технологии в нашей стране, безусловно, придал недавний запуск платежных сервисов Apple Pay (начало октября) и Samsung Pay (конец сентября). Тот факт, что для каждого десятого наличие технологии NFC определит выбор, а почти для каждого третьего она будет весомым плюсом при покупке следующего смартфона, говорит о том, что массовый потребитель проявляет живой интерес к бесконтактным платежам с помощью мобильных устройств и что нас ждет активный рост числа пользователей этой технологии», — отмечает Антонян.