Использовать телефон вместо банковской карты потребители предпочитают при покупках на сумму до 1 тыс. рублей и в метро, установили опрошенные РБК банки. За два месяца к системам Apple и Samsung подключилось более 100 тыс. клиентов.

Официально Apple Pay начала работать в России 4 октября, но с некоторыми ограничениями — воспользоваться сервисом могли лишь держатели карт MasterCard, выпущенных Сбербанком. С середины ноября к Apple Pay смогли присоединиться и владельцы Visa. По данным Apple, сейчас в России с сервисом работают 14 финансовых организаций, включая Альфа-Банк, «Русский Стандарт», ВТБ 24, банк «Открытие» и «Яндекс.Деньги».

Платежный сервис Samsung опередил Apple на неделю и запустился в конце сентября. Но пока Samsung Pay работает с семью банками и только с картами MasterCard.

Согласно данным работающих с сервисами Apple и Samsung банков, полученным РБК, доля пользователей бесконтактных платежей пока небольшая. По оценке МТС, на сегодня в России более 100 тыс. человек пользуются бесконтактными сервисами обеих систем. Для сравнения: по данным ЦБ, по состоянию на 1 июля 2016 года в России выпущено более 248 млн карт.

Среди клиентов ВТБ 24 бесконтактными платежами Apple и Samsung пользуются 35 тыс. человек (это около 10% клиентов — владельцев устройств, поддерживающих этот сервис). До конца 2017 года банк рассчитывает привлечь к системам 70 тыс. клиентов.

У банка «Санкт-Петербург» более 7 тыс. клиентов активировали Apple Pay, что составляет 15% от общего числа клиентов, использующих устройства Apple для входа в интернет-банк и мобильное приложение, рассказал РБК представитель банка.

В Райффайзенбанке этот показатель составляет около 1,5%, хотя по некоторым продуктам процент выше, уточняет представитель банка: среди кредитных карт самый высокий процент проникновения у MasterCard Austrian Airlines, среди дебетовых — у Afisha World Debit: около 10%. По прогнозу Райффайзенбанка, проникновение Apple Pay должно вырасти до 3,5% от всех пользователей к концу 2016 года, Samsung Pay — до 2%.

По словам директора по продуктам и проектам электронного бизнеса Альфа-Банка Татьяны Ярмолы, первая тысяча пользователей Apple Pay подключилась всего за полчаса с момента запуска проекта банком. Точные данные по количеству клиентов в банке не раскрывают, отмечая лишь «положительную динамику» и «уже очень существенное проникновение».

По данным «Яндекс.Денег», больше всего бесконтактных платежей — 87% — составляют покупки на сумму до 1 тыс. рублей, 11% — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, 2% — выше 5 тыс. Средний чек сделки — 708 рублей. Общий объем трансакций, совершенных клиентами банка «Санкт-Петербург» с помощью Apple Pay, составляет чуть менее 12 млн рублей при среднем чеке в 570—600 рублей, уточнил представитель банка.

Оборот сервисов в ВТБ 24 составляет около 100 млн рублей в неделю, «один активный клиент» банка тратит от 7 тыс. до 10 тыс. рублей за этот же период, а самая популярная сумма чека — 99 рублей. При этом, отмечают в ВТБ 24, более 40% всех операций с системой Apple сконцентрировано в Москве, с помощью Samsung Pay в столице совершается только четверть покупок.

Средний чек клиента Альфа-Банка, подключившего Samsung Pay, равен 1,2 тыс. рублей.

Общий объем сделок Райффайзенбанка через платежный сервис Samsung составляет около 13 млн рублей, через Apple Pay — около 77 млн. Средний чек по Apple Pay — «немного выше 1 тыс. рублей», Samsung Pay — около 900 рублей, уточняют в банке.

В Тинькофф Банке отказались предоставить данные об объеме трансакций и среднем чеке, но отметили, что «если поначалу многие используют Apple Pay для небольших трансакций, чтобы протестировать сервис, то далее по мере его использования величина трансакций и частота использования растет».

Бесконтактные платежи клиенты всех опрошенных РБК банков и сервисов совершают в основном в повседневной жизни — для расчетов в кафе, продуктовых магазинах, аптеках и на заправках. По данным «Яндекс.Денег», системы использовались чаще всего для оплаты проезда в петербургском метро, услуг Центральной пригородной пассажирской компании, в магазинах «Пятерочка», гипермаркетах «О'Кей» и сети алкогольных магазинов «Красное & Белое».

По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, Apple Pay используется в первую очередь для оплаты в Интернете и приложениях, а также на кассах супермаркетов, которые оснащены Pay Pass. Необходимость наличия Pay Pass он назвал основным ограничением для развития технологии. «Еще одно (ограничение), справедливое и для Apple Pay, и для Samsung Pay, — отсутствие поддержки платежной системы Visa у большинства банков», — отметил он. Впрочем, источник РБК, близкий к МТС, рассказал, что такая поддержка должна появиться в декабре.