Несмотря на падение спроса и острую нехватку финансовых ресурсов, прогнозов дальнейшего ухудшения состояния бизнеса малых предприятий становится меньше. Такой вывод делает «Опора России» на основании мартовского мониторинга состояния дел в малом бизнесе. По данным исследования, все больше компаний полагает, что ситуация в ближайшее время кардинально меняться не будет. То есть к жизни в новых условиях малый бизнес приспособился. Если в начале года к ухудшению дел готовились около половины опрошенных, то сейчас — чуть более трети. До 41% (по сравнению с 26% в начале года) выросла доля компаний, считающих, что особых изменений в их состоянии в ближайшее время не произойдет. И 27% компаний ждут улучшения ситуации уже через месяц. Об этом во вторник пишет «Российская газета».

Но это не означает, что все проблемы исчезли и решать их не надо. Сейчас только около 21% компаний характеризуют свое состояние как хорошее, 30% — оценивают состояние бизнеса негативно, остальные предпочитают формулировку «ни хорошо, ни плохо». При этом около половины компаний (46%) продолжают отмечать падение спроса на свою продукцию (в начале года таких было 63%). У половины предприятий продолжает увеличиваться объем задолженности со стороны покупателей. По-прежнему сохраняются серьезные проблемы с кредитами: сегодня для 40% компаний привлечение займов связано с большими сложностями, а для 28% оно практически невозможно. Предприниматели отмечают значительный рост цен на продукцию и услуги своих поставщиков. Треть компаний уже имеют долги, чаще перед поставщиками. В структуре задолженности все больше неуплаченных налогов (40%). Увеличивается прессинг со стороны правоохранительных и налоговых органов. Резко возросла активность проверяющих организаций: если в начале года лишь каждый двадцатый респондент отмечал эту проблему в качестве ключевой для своего бизнеса, то в мартовском мониторинге ее отметил уже каждый десятый.

В рейтинге актуальности проблем бизнеса в кризисный период лидирует «падение спроса». На втором месте — «дефицит финансовых ресурсов», на третьем — «неплатежи со стороны покупателей». Чтобы остаться на плаву, большинство компаний (60%) собираются сокращать издержки, 23% планируют изменить ассортимент, 30% будут сокращать зарплаты или персонал и 13% компаний предполагают пойти на снижение цен. При этом малый бизнес продолжает надеяться на помощь государства. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые каникулы (49%), помощь с кредитами (49%) и замораживание тарифов (40%).