Законопроект конгресса США, который свяжет Дональду Трампу руки в вопросе ослабления антироссийских санкций, может оказаться не столь бескомпромиссным, т. к. имеется «техническая» поправка, оставляющая президенту пространство для маневра.

Принятый обеими палатами конгресса документ трансформирует действующие указы бывшего президента Барака Обамы о санкциях против России в бессрочный закон, который не отменить другими президентскими указами. Главная особенность законопроекта в том, что он существенно ограничивает полномочия Трампа по управлению российской санкционной программой. Теперь, чтобы смягчить, приостановить или прекратить санкции против России или отдельных российских лиц, президенту понадобится объяснить цель и последствия такого действия в специальном докладе конгрессу. Если конгресс не согласен, в конечном счете он сможет заблокировать такую президентскую инициативу.

Но есть одно исключение. Разрешительная процедура конгресса не потребуется, если правительство США выпускает «обычную» (routine) лицензию, которая «не вносит существенного изменения во внешнюю политику Соединенных Штатов по отношению к Российской Федерации». В первоначальной версии законопроекта, одобренной сенатом в июне, этого пункта не было. Лицензия — это отдельное разрешение американских властей на конкретную трансакцию или класс сделок, которые в противном случае были бы запрещены санкциями.

«Это существенное дополнение к законопроекту оставляет президенту США реальную свободу выпускать лицензии, разрешающие деятельность, которая в противном случае была бы наказуемой», — пишет американская юрфирма Gibson Dunn в бюллетене для клиентов.

Юрист вашингтонской Bryan Cave Клиф Бернс, специализирующийся на санкциях, предполагает, что эту «брешь» в режиме парламентского контроля исполнительная власть может использовать для изменения антироссийских санкций. В конце концов ничто не мешает OFAC (подразделению по экономическим санкциям Минфина США) издать так называемую генеральную лицензию (разрешение на определенный тип операций для бизнеса), просто заключив, что это «не меняет существенно внешнюю политику США» в отношении России, говорит он. Никаких способов оспорить такое мнение законопроект не предусматривает.

Впрочем, другие юристы сомневаются, что оговорка о «рутинных лицензиях» может быть на практике использована как лазейка. «Генеральная лицензия, направленная на снятие заметной части санкций, скорее всего, не может считаться рутинной и, вероятно, будет означать существенное изменение внешней политики США, — сказал партнер американской юрфирмы Jacobson Burton Kelley PLLC, специализирующей на санкциях и международном торговом законодательстве, Глен Келли. — Поэтому возможности для использования генеральных лицензий (как способа изменить санкционную программу в обход конгресса), на мой взгляд, достаточно малы».