Более высокая оценка россиянами инфляции по сравнению с официальными цифрами имеет психологические причины. О них рассказал, комментируя последние данные по инфляционным ожиданиям населения и оценкам наблюдаемой инфляции, директор департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов.
По его словам, многие еще помнят (и ощущают, как будто это было вчера) ценовой шок двухлетней давности, когда рубль обвалился вместе с ценами на нефть. Еще одна причина заключается в том, что люди обычно смотрят на те продукты, которые потребляют каждый день, а инфляция по ним может отличаться от средней картины.
В то же время в реальности на многие продукты цены не растут или даже снижаются, констатирует Морозов, приводя в качестве примера цены на свинину, фрукты, сахар, которые уменьшились в 2016 году на 1—6%, а также так называемый индекс салата «Оливье», который вырос меньше чем на 2%.
Эксперт уверен, что каждый человек может найти в своей потребительской корзине товары или услуги, цены на которые не выросли. «Скажем, в моей потребительской корзине цена моей стрижки не менялась уже года два, а цены на чистку штор за последний год даже снизились», — указывает Морозов.
Как подчеркивает представитель ЦБ, Росстат использует для расчета инфляции более 700 товаров и услуг, в том числе, например, данные о стоимости зарубежных турпоездок, которые не всем россиянам по карману. «Это общепризнанная методика, которая применяется в большинстве стран мира, поэтому расчетам Росстата можно доверять», — отмечает Морозов. При этом у каждого человека своя потребительская корзина с разной долей потребления тех или иных продуктов и услуг, чем и обусловлены расхождения между «личной инфляцией» в каждом конкретном случае и оценками Росстата.
Морозов обращает внимание на то, что инфляционные ожидания граждан могут влиять и на фактический рост цен. «Если наши инфляционные ожидания высоки — мы считаем, что нормально, когда цены постоянно пересматриваются, — это дает возможность части производителей, действительно, очень часто и сильнее повышать цены на свою продукцию, не боясь того, что потребители уйдут к конкурентам», — поясняет он. «Поэтому низкие инфляционные ожидания — залог стабилизации цен в экономике», — заключает эксперт Центробанка.
По данным проведенного по заказу ЦБ опроса, в июле 2017 года инфляционные ожидания населения на год вперед несколько возросли на фоне сезонного повышения цен на отдельные товары и услуги, а оценки наблюдаемой за год инфляции, напротив, снизились.