Рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило пяти российским частным лизинговым компаниям долгосрочные рейтинги дефолта эмитента: лизинговой компании «Европлан» и «Балтийскому Лизингу» — на уровне «BB-», компаниям «Соллерс-Финанс», «Элемент Лизинг» и CARCADE — на уровне «B+». Кроме того, прогноз по РДЭ CARCADE изменен с «негативного» на «стабильный». Прогноз по рейтингам остальных компаний — «стабильный». Полный список рейтинговых действий приводится в сообщении Fitch.

Там поясняется, что подтверждение рейтингов «Европлана», «Балтийского Лизинга», «Элемент Лизинга» и «Соллерс-Финанса» отражает устойчивые показатели компаний в течение экономического цикла, низкие кредитные потери, чему способствуют хороший андеррайтинг и жесткая коллекторская функция, а также высокую ликвидность и низкий левередж. РДЭ «Элемент Лизинга» и «Соллерс-Финанса» на один уровень ниже, чем у «Европлана» и «Балтийского Лизинга», что учитывает их более узкие клиентские базы, более короткую историю деятельности, несколько более высокий левередж (у «Элемент Лизинга») и более концентрированный лизинговый портфель (у «Соллерс-Финанса»).

Пересмотр прогноза по рейтингам CARCADE с «негативного» на «стабильный» отражает главным образом возврат компании к положительным показателям прибыльности от основной деятельности и сокращение левереджа. Рейтинг CARCADE находится на один уровень ниже, чем у наиболее близкой сопоставимой копании (ЛК «Европлан»), ввиду более слабых маржи и качества активов (более значительных объемов обесцененных активов, более высокого уровня дефолтов лизингополучателей и окончательных кредитных потерь), что отражает некоторые недостатки в области андеррайтинга.

«Российский лизинговый сектор — очень небольшой относительно банковского сектора (менее 3% активов банковского сектора, согласно оценкам Fitch), и в нем доминируют государственные и квазигосударственные компании, специализирующиеся на лизинге воздушных судов и железнодорожных вагонов. Рассматриваемые компании являются достаточно небольшими, не входят в число крупнейших компаний и имеют совместную долю рынка менее 5%», — отмечается в релизе агентства.

Компании фокусируются на предоставлении в лизинг небольшого количества автомобилей (пассажирских автомобилей, легких коммерческих автомобилей и грузовиков, включая автобусы) предприятиям малого и среднего бизнеса, доля которых составляла от 59% чистых инвестиций в лизинг у «Балтийского Лизингa» до 99% у CARCADE. В то же время некоторые из них также финансируют менее ликвидные специализированные самоходные машины (краны, бульдозеры, сельскохозяйственное оборудование) и неликвидное оборудование (например, производственные линии), которые составляли существенные доли у «Балтийского Лизингa» (23% и 17% соответственно) и «Элемент Лизинга» (25% и 5%). За исключением «Соллерс-Финанса» все компании имеют разветвленные сети продаж по всей стране (включая представительства у автодилеров), несмотря на их небольшие размеры.

С учетом специализации компаний объемы их нового бизнеса чувствительны к рынку новых автомобилей, который, как и российская экономика, подвержен волатильности. Продажи автомобилей остались на том же уровне в 2016 году после падения на 24% в 2015-м (в денежном выражении), хотя в то же время рынок автолизинга демонстрировал небольшой рост, чему способствовали увеличение проникновения лизинга (с 5% в 2015 году до 8% в 2016-м) и государственные субсидии. В первом полугодии 2017 года продажи автомобилей росли даже быстрее ожиданий (в неденежном выражении продажи пассажирских автомобилей выросли на 7%, легких коммерческих автомобилей — на 25%, грузовиков — на 44%), в результате чего лизинговые портфели компаний увеличились на 10—20%. В то же время портфель CARCADE сократился на 10%, хотя в Fitch ожидают, что он вернется к росту в 2018 году.

В числе прочего аналитики отмечают, что кредитные потери компаний были очень низкими ввиду эффективности изъятия лизингового имущества по проблемным договорам и последующей его продажи. Как уточняется, более низкими уровни дефолтов были в первом полугодии 2017 года у «Европлана», «Балтийского Лизинга» и «Соллерс-Финанса» (менее 3%, согласно оценкам Fitch) и более высокими — у CARCADE и «Элемент Лизинга» (около 9%). Комфортное отношение размера чистых инвестиций в лизинг к стоимости обеспечения позволили «Европлану», «Балтийскому Лизингу» и «Соллерс-Финансу» обеспечить нулевые окончательные кредитные потери, которые были лишь немногим выше у CARCADE и «Элемент Лизинга» (около 1,5%). В то же время значительный объем обесцененных и изъятых активов у CARCADE (18% от активов на конец первого полугодия 2017 года) и ее инвестиции в аффилированный белорусский Идея Банк (еще 5% от активов) оказывают дополнительное давление на ее качество активов, отмечают эксперты.

По мнению Fitch, «Европлан» и «Балтийский Лизинг» более подвержены потенциальному распространению рисков, связанных с акционерами и их другими бизнесами. Данный риск уже обусловил понижение рейтингов «Европлана» на один уровень в 2016-м (после его приобретения группой «Сафмар»). Для «Балтийского Лизинга» основной риск обусловлен значительным долгом на уровне акционера, привлеченным для приобретения мажоритарной доли в компании: обслуживание долга может потребовать выплаты дивидендов и других способов перераспределения ликвидности. «Так как риски, связанные с акционером, уже учтены в рейтингах «Балтийского Лизинга», его потенциальное приобретение группой «Сафмар» будет нейтральным для его рейтингов, если только «Сафмар» не внесет существенные изменения в команду менеджмента или модель бизнеса компании», — считают в Fitch.

ФАС согласовала ходатайство ПАО «Европлан» о покупке «Балтийского Лизинга»

Акционер лизинговой компании «Европлан» может приобрести компанию «Балтийский Лизинг». Соответствующее ходатайство удовлетворила Федеральная антимонопольная служба РФ.