Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо в Центробанк, в котором утверждается, что натуральное возмещение в ОСАГО так и не заработало: страховщики не заключают договоры с официальными дилерами и не направляют к ним на ремонт гарантийные автомобили, а существующие нормы денежных выплат по ОСАГО вынуждают использовать при авторемонте старые запчасти, что ведет к потере гарантии. «С момента введения поправок к закону об ОСАГО прошло пять месяцев. Натуральная форма возмещения, к нашему огромному сожалению, по ОСАГО не заработала. Потребитель не может воспользоваться качественной услугой, а автодилеры не получают возможности осуществить ремонт в соответствии с 40-ФЗ (ОСАГО)», — говорится в обращении, с текстом которого ознакомились «Известия».

Существование проблемы газете подтвердили страховые агенты таких организаций, как «РЕСО-Гарантия», «Ренессанс Страхование» и «Ингосстрах». На официальный запрос в этих компаниях не ответили.

Эксперты страхового рынка констатируют, что его игроки сконцентрировались на денежных выплатах. «По моим данным, только «Росгосстрах» заключил договоры с дилерами, остальные, как и раньше, платят через кассу», — отметил основатель платформы урегулирования ДТП osaGO Николай Тюрников.

В ЦБ подтвердили получение письма дилеров. «Банк России изучит обращение РОАД. Мы готовы к диалогу для обеспечения более гибкого подхода и расширения возможностей взаимодействия страховщиков и станций технического обслуживания», — сообщили в пресс-службе.

С мая 2017 года в России вступили в силу требования о приоритете восстановительного ремонта при ДТП над денежными выплатами по ОСАГО, эти поправки инициировали сами же страховщики. Разница между ремонтом у «официала» и денежной компенсацией существенная: в первом случае закон обязывает оплатить услуги дилера и установить исключительно новые запасные части, во втором страховщики платят гражданам компенсацию с учетом износа деталей. Износ определяется по единой методике Российского союза автостраховщиков по расчету ущерба. Однако цены в этой методике сильно занижены, считают в РОАД.

«В данном вопросе сегодня мы и видим основной конфликт интересов: страховщики не заинтересованы увеличивать свои расходы, оплачивая ремонт с учетом установки новых деталей, — говорится в письме РОАД в Центробанк. — Предложения большинства крупных страховщиков к автодилерам сводятся к оплате ремонта автомобилей с учетом износа деталей в соответствии с методикой РСА. В такой ситуации у автодилеров остается две возможности: пытаться ремонтировать детали с нарушением технологии ремонта либо устанавливать бывшие в употреблении детали».

В РСА напомнили, что нормы о приоритете ремонта распространяются лишь на договоры, заключенные после 28 апреля 2017 года. Стоимость запчастей у дилеров страховщики считают завышенной.

«Многие станции техобслуживания работают со страховщиками по ценам, определенным справочниками РСА. Просто в справочниках — средние цены. Если СТО работает «по верхней планке», ее цены будут слишком высокими», — сообщили в РСА.

При этом дилеры приводят конкретные примеры разницы стоимости запчастей в реальных автомагазинах и тарифной сетке страховщиков. «К примеру, стоимость бампера Toyota Land Cruiser 200 (не самый массовый автомобиль, но пример довольно характерный). В методике РСА стоимость бампера в три раза ниже, даже если ставить не оригинальный. За эти деньги можно только восстановить деталь с разбитой машины. Надо ли говорить, что это ведет к существенному ухудшению внешнего вида автомобиля, снижению его остаточной стоимости, я уже не говорю о проблемах пассивной безопасности», — заявил президент РОАД Олег Мосеев.

В Центробанке считают, что страховщики не нарушают закон. «Приоритет натурального возмещения действует, когда у страховщика заключен соответствующий договор со СТО (в том числе дилерской), отвечающей установленным в законе об ОСАГО требованиям. При этом обязанности по заключению таких договоров нет ни у страховщиков, ни у СТО: это полностью добровольные взаимоотношения, и их условия устанавливаются по взаимному согласию сторон», — сообщили «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

В этой ситуации автомобилистам остается только добиваться правды в суде, полагает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Страховые компании заинтересованы в прибыли, а не в справедливости, ее искать можно и нужно в Конституционном суде», — убежден правозащитник.

В РСА сообщили «Известиям», что для решения существующих проблем они добиваются отмены госрегулирования тарифов ОСАГО.