Частные пенсионные фонды (НПФ), принадлежащие госбанкам (Сбербанку и ВТБ), активно наращивают затраты на привлечение новых клиентов. По расчетам экспертов, в целом все фонды тратят на привлечение по 12—15 млрд рублей в год, пишут «Ведомости».

Согласно отчетности НПФ «ВТБ пенсионный фонд» (МСФО, входит в группу ВТБ) за 2016 год расходы фонда на привлечение клиентов составили 806 млн рублей, из которых сумма агентского вознаграждения партнерам — 695 млн (в том числе 56 млн структурам самой группы). По итогам 2015 года траты были почти в четыре раза ниже и равнялись всего 208 млн рублей, а в 2014 году и вовсе 39 млн рублей.

Комиссии за заключение договоров по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) и ОПС у НПФ Сбербанка (РСБУ, пенсионные накопления занимают 95% всех аккумулированных фондом средств) в прошлом году составили 1,3 млрд рублей, годом ранее — 751 млн, а в 2014 году — 223 млн.

Госбанки, действительно, активизировали розничные продажи ОПС в прошлом году, говорит гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов: «Этому, в частности, способствовало внедрение электронно-цифровой подписи при подаче заявлений, которую ввели в 2015 году оба фонда».

Фонды, принадлежащие госбанкам, в прошлом году выполняли амбициозные планы, утверждают аналитик RAEX Павел Митрофанов и его коллега из АКРА Юрий Ногин. «Наверное, они выполнили их. Вопрос в том, как у них завершится эпопея со спорными переходами», — говорит Митрофанов.

По расчетам Ногина, пенсионные фонды тратят на привлечение по 12—15 млрд рублей в год. С учетом удовлетворенных 6,8 млн заявлений можно утверждать, что на привлечение в 2016 году могло быть потрачено не менее 12 млрд рублей, соглашается Околеснов.