«Через три года мы ожидаем прорыва в онлайн-страховании»

Количество страховых компаний продолжает сокращаться как за счет слияний и поглощений, так и за счет ухода игроков. О том, куда приведет дальнейшая консолидация страхового рынка, и о финансовых итогах года рассказывает исполнительный вице-президент группы «Ренессанс страхование» Сергей АРТЕМЬЕВ.

— Объявляя о сделке по объединению компаний, председатель правления группы «Спутник» Борис Йордан сказал, что консолидированные премии всех страховых компаний группы составят около 50 миллиардов рублей. По итогам 9—10 месяцев похоже на то, что эти прогнозы сбудутся? Или будут корректировки? Какую прибыль, объем премий можно ожидать по итогам года?

— Я думаю, что консолидированно по итогам 2017 года объем премий по группе компаний действительно превысит 50 миллиардов рублей. Сборы non-life бизнеса объединенной группы будут около 30—31 миллиарда рублей, life-бизнеса — 20—23 миллиарда рублей. Чистая прибыль группы «Ренессанс страхование» по итогам года составит 1 миллиард рублей, «Ренессанс Жизни» — более 700 миллионов рублей. Сделка по объединению компаний закрылась 21 ноября, и сейчас идет процесс интеграции. Первая консолидированная отчетность по всей группе компаний появится только по итогам 2018 года.

Ожидаются ли на рынке другие сделки по слиянию и поглощению, передача портфелей и прочее на рынке в 2018 году?

— На рынке есть несколько крупных игроков, которые испытывают проблемы с активами. И потенциально они могут стать предметом сделок слияний и поглощений, объединений с другими компаниями. Консолидация рынка — неизбежный процесс, так как страхование — это бизнес объемов. Крупные игроки, как правило, ведут более осознанную политику на рынке и при правильном регулировании более устойчивы. На мой взгляд, в ближайшие 3—5 лет число страховых компаний сократится примерно до 100, это будет в первую очередь следствием дальнейших объединений на рынке.

Переход на XBRL сейчас общая головная боль и регулятора, и всех страховщиков. Вы уже готовитесь к новому формату отчетности? Зачем он нужен и что может дать рынку?

— Наша компания является участником пилотной группы по этому проекту. По результатам тестовых сборов отчетности Банк России предоставляет обратную связь ее участникам по технической корректности передачи отчетных файлов. Судя по материалам пилотной группы, на сегодняшний день не все участники рынка (даже крупные компании) готовы даже к технически корректной передаче отчетности, состояние методологической стороны вопроса пока никак не оценивается. Тут могут быть даже большие проблемы.

В целом внедрение XBRL важно не только ЦБ РФ, контролирующему рынок, но и страховым компаниям в долгосрочной перспективе. Автоматизированная отчетность в конечном итоге приведет к снижению издержек. На сегодняшний день изменений в отчетностях достаточно много, готовых решений и специалистов на рынке не очень много, что вызывает некоторые дополнительные трудности. Я думаю, что этот переходный период может продлиться еще год-два.

Как вы оцениваете внесенный в Госдуму законопроект о санации страховых компаний? Какие компании, на ваш взгляд, следует санировать с привлечением средств компенсационного фонда?

— Законопроект во многом является вынужденной мерой и продиктован текущей ситуацией. Банк России, получив финансовую проблему с крупнейшей розничной страховой компанией, в полной мере понимает проблемную ситуацию на страховом рынке, и у него не остается других выходов из ситуации, кроме как законодательно предусмотреть возможность санации страховой компании и зафиксировать некие правила игры. Это необходимо, в том числе чтобы при необходимости купировать проблему и не допустить коллапса страхового рынка в целом. Текущий законопроект расширяет инструментарий Банка России в части возможности установления запрета осуществления отдельных сделок, выкупа акций страховщика, предоставления страховщику кредитов и так далее. Одновременно изменение законодательства предполагает и усиление мер контроля Банка России за страховым рынком, как, например, актуарная оценка Банком России страховых резервов. Если страховая компания соблюдает текущие требования Банка России к уровню платежеспособности, то новые меры по санации страховщиков ее не коснутся.

В портфеле «Интач Страхования» более 20% приходится на ОСАГО. Будете ли вы снижать долю в ОСАГО, как делают многие другие лидеры рынка? Какие меры, на ваш взгляд, нужно принимать, чтобы спасти этот рынок: постепенная либерализация тарифов или передача всех клиентов ОСАГО государственной компании («Росгосстрах», РНПК)?

— Главная проблема ОСАГО — это то, что существующие на сегодняшний день тарифы не покрывают все издержки страховых компаний. Этот бизнес структурно убыточен. Кому бы его ни передали в текущем виде, проблема останется. Просто это будет аккумулировано в одном месте. На мой взгляд, этот социально значимый вид страхования не должен быть очень прибыльным, но и в то же время сильно убыточным. Он должен работать с минимальной маржой, около 0—1%. Если можно привести рынок ОСАГО к такой экономике, то это решит все проблемы. Страховщики будут работать, и проблем у регулятора с доступностью этого вида страхования не будет. Сейчас единственный вариант, который может решить проблему, — это либерализация тарифов. Но этот процесс должен быть постепенным. Сейчас такие идеи обсуждаются, надеюсь, они и будут в конечном итоге реализованы.

Каковы финансовые результаты работы вашей компании по итогам девяти месяцев 2017 года и предварительная оценка итогов года в целом? За счет чего удалось добиться таких результатов?

— По итогам девяти месяцев наша компания собрала около 19 миллиардов рублей, по итогам года будет более 25 миллиардов рублей. Комбинированный показатель по итогам девяти месяцев составляет около 93%. По итогам года мы ожидаем, что он составит примерно 94—95%.

Компания уже на протяжении нескольких лет показывает стабильные, хорошие финансовые результаты, что удалось нам благодаря двум факторам. Первый — это инвестиции в инфраструктурные проекты и улучшение бизнес-процессов. Это позволило сократить убыточность примерно на 15 процентных пунктов и стабилизировать этот показатель, кроме того, уровень наших расходов один из самых низких на рынке. У нас создан аналитический центр, который позволяет в режиме реального времени видеть картину бизнеса. Мы видим статистику по машинам, по водителям, по городу, по продавцу и по всем другим показателям. Мы видим аналитику по итогам дня, недели или месяца. Можем оперативно принимать управленческие решения и решать возможную проблему до того, как она может привести к негативным последствиям. Второй фактор — это сильная выросшая внутри компании команда управленцев, которой гордятся наши акционеры и которую считают одной из лучших на рынке.

Что изменилось в инвестиционной деятельности страховщиков вообще и вашей компании в частности в 2017 году?

— Бизнес нашей компании уже долгие годы построен на модели, когда страховой бизнес и инвестиционный существуют в некотором роде по отдельности и каждый должен быть прибыльным. С 2014 года страховая деятельность нашей компании стабильно прибыльна, плюс есть дополнительный доход, который приносит наше инвестиционное направление.

Какие сегменты и/или каналы продаж вы рассматриваете в качестве будущих источников роста страхового бизнеса вообще и для вашей компании на перспективу?

— Многие клиенты благодаря е-ОСАГО научатся покупать полисы через Интернет. И компании, которые имеют платформы для электронных продаж, будут в конечном итоге более прибыльны и успешны за счет меньшей базы расходов. Мы — абсолютные лидеры рынка онлайн-страхования, много инвестировали в это направление и продолжаем это делать. Через 3—5 лет мы ожидаем фундаментального прорыва в этом канале продаж.

Кроме того, мы видим возможности роста рынка ДМС для частных клиентов, если он станет массовым. Так как страхование — это бизнес объемов. И этот продукт перспективный, если будет ситуация, при которой этот продукт может стать массовым. Например, здесь может помочь реформа рынка ОМС.

Каковы ваши прогнозы на 2018 год по рынку и по вашей компании?

— В 2018 году темп роста рынка страхования non-life составит около 5—7% при ожидаемой инфляции в 3—4%. На рынке произойдет, скорее всего, структурное перестроение: какие-то продукты замедлят свой рост, какие-то, наоборот, нарастят. Каско будет расти быстрее, чем в этом году, процентов на 5—7 в силу того, что начался новый цикл обновления автопарков и продаж новых автомобилей, этому также помогут снижающиеся ставки при кредитовании. Постепенно это создаст критическую массу для рынка автострахования. Продолжится рост сегментов ДМС, имущества частных лиц и рисков вокруг заемщиков. Рынок корпоративного страхования, наоборот, скорее всего, будет снижаться в силу конкурентной борьбы. Для себя мы ставим цель по прибыльному росту быстрее рынка.