Новые меры Правительства по поддержанию финансовой стабильности

В понедельник, 29 сентября 2008 г., председатель Правительства РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам разработки Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. и Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2012 г. Для поддержания финансовой стабильности Правительство намерено совместно с Банком России реализовать ряд новых мер. По оценке специалистов Центра экономических исследований МФПА предпринимаемые шаги способны оказать кардинальное влияние на финансовые рынки страны и предотвратить наступление очередных потрясений.

Беззалоговое рефинансирование. С начала 2008 г. банковское сообщество активно продвигает идею краткосрочных беззалоговых кредитов Банка России, которые позволили бы избавиться от недостатков финансовой системы. В частности, устранить мало эффективных посредников с межбанковского рынка, а также обойти дефицит обеспечения по кредитам Банка России. Центр экономических исследований МФПА содействовал модернизации денежно-кредитного инструментария и в свое время распространил аналитический отчет «Реформа системы рефинансирования: идеи для Банка России». Спустя почти год дебатов Правительство дало «добро» и решило позволить Банку России выдавать кредитным организациям кредиты без залога. Это поможет насытить ликвидностью средние и региональные банки, ранее не имевшие доступ к инструментам рефинансирования.

Гарантии возмещения убытков по межбанковским кредитам. Банку России будет предоставлено право заключать соглашения с некоторыми банками о возмещении части убытков от кредитования других участников финансового рынка. Очевидно, что речь идет о крупнейших банках, контролируемых государством (Сбербанке, Банке ВТБ, Газпромбанке). Страхование их кредитных рисков будет способствовать более активному межбанковскому кредитованию. Однако следует отметить, что если госбанки получат привилегированные гарантии возмещения возможных убытков, то они должны принять на себя и адекватные обязательства по объемам и цене финансовых ресурсов, которые они готовы размещать на рынке.

Внутренние источники роста: суверенная финансовая система. Банки и компания смогут обратиться во Внешэкономбанк (Банк развития) для рефинансирования на рыночных условиях внешней задолженности, если она возникла до 25 сентября 2008 г. В качестве источника рефинансирования Внешэкономбанка послужат депозиты Банка России в иностранной валюте, текущий лимит которых составит $50 млрд. Это весьма существенная сумма, покрывающая 57% краткосрочного корпоративного долга перед нерезидентами, а также 12% всего частного внешнего долга. Внутренние источники рефинансирования позволят изолировать национальную финансовую систему от международных шоков, сделав ее более суверенной. На наш взгляд, следующим логичным шагом может стать создание системы долгосрочного рефинансирования на постоянной основе, где длинными ресурсами для банков и компаний выступят государственные финансовые резервы. Это позволит больше не обращаться частному сектору за рубеж и обеспечит автономное функционирование финансового сектора.

Интервенции на фондовом рынке. Власти намерены выделить из бюджетных средств в текущем и следующем году по 250 млрд. руб. на поддержку рынка акций. Предположительно проводником интервенций выступит Внешэкономбанк, собственный капитал которого увеличат на 75 млрд. руб. Таким образом, собственные средства Внешэкономбанка вырастут на 36% и достигнут 286 млрд. руб. На наш взгляд, в сложившихся условиях интервенции следует рассматривать как временную меру, направленную на снижение волатильности и формирование устойчивой тенденции на фондовом рынке. В то же время в долгосрочном периоде правительственные интервенции на рынке акций не должны проводиться на регулярной основе, поскольку они искажают рыночное ценообразование и, в конечном счете, способствуют неадекватной капитализации отдельных компаний и возникновению «мыльного пузыря». Кроме того, во избежание концентрации рисков было бы неверно использовать в качестве посредника Банк развития. Интервенции должны проводиться через независимый государственный институт, не имеющий потенциального конфликта интересов. Представляется необходимым создать государственный Национальный фонд стабилизации фондового рынка. Его зарубежным аналогом можно рассматривать Национальный фонд стабилизации, который правительство Тайваня с 2000 г. использует для интервенций на рынке акций.

В целом, озвученные меры приведут к существенному изменению картины на отечественных финансовых рынках. Еще рано оценивать возможные последствия решений властей. Однако очевидно, что снизится роль крупнейших банков, контролируемых государством. В то же время возрастет значение Внешэкономбанка как системного института для российской экономики.

Формирование суверенной финансовой системы позволит ограничить влияние международного кризиса на российский рынок, а также заложит основу устойчивого долгосрочного экономического роста. Вполне возможно, что интервенции на фондовом рынке так и не состоятся. Если они будут носить разовый характер, то в выигрыше окажутся нерезиденты и краткосрочные спекулянты, а цены акций переживут временный рост. Долгосрочный общеэкономический выигрыш может быть получен, если интервенции станут постоянным, «толкая» рынок вверх, что повлечет рост инвестиций в основной капитал за счет выпуска акций. Однако экономике смена частного инвестора на государство вряд ли пойдет на пользу.

Новые меры Правительства по поддержанию финансовой стабильности должны пройти первую апробацию и затем быть пересмотрены с учетом их эффективности. В любом случае, инновации властей мы воспринимаем с энтузиазмом, поскольку они носят более прогрессивный и системный характер, нежели технические меры (увеличение объема бюджетных депозитов, снижение дисконта по обеспечению и пр.), которые принимались ранее.

Центр экономических исследований МФПА