На совещании в Кремле по экономическим вопросам 7 октября 2008 года правительство РФ приняло беспрецедентное решение о капитализации банковского сектора. Власти намерены разместить средства государственных фондов (Резервного фонда или Фонда национального благосостояния) на депозиты во Внешэкономбанке, который, в свою очередь, будет предоставлять банкам субординированные кредиты на срок не менее пяти лет.

Параметры капитализации банковского сектора обозначены в таблице (см). Государство как прямой собственник крупнейших банков взяло на себя заботу о повышении капитала своих кредитных организаций. Причем если совокупная величина субординированных кредитов для госбанков достигнет 59% их собственного капитала, то для остальных банков она не превысит 12% собственных средств. Предполагается, что акционеры банков должны самостоятельно пополнять капитал банков, и на каждые вложенные ими два рубля государство добавит еще один рубль. Однако власти поставили условие: минимальное увеличение собственных средств банка со стороны акционеров должно составлять не менее 15%. Таким образом, если собственники остальных банков согласятся на предложение властей, то прирост капитала всех прочих банков составит 45% против 59% у госбанков. Таким образом, госбанки в очередной раз поставлены в более привилегированное положение.

В то же время нельзя сказать, что госбанки испытывают острый дефицит собственного капитала. Сбербанк и ВТБ после размещения эмиссий акций в 2007 году, напротив, являются перекапитализированными. Их норматив достаточности капитала (Н1) достигает 14,49% и 15,44% против минимальных 10% (что отражает неоптимальное использование собственного капитала). Для сравнения: Н1 у Газпромбанка составляет 12,09%, у Банка Москвы — 11,98%, у Росбанка — 11,69%, у ЮниКредит Банка — 12,91%, у Райффайзенбанка — 11,22%. Иными словами, субординированные кредиты достаются не тем, кому они действительно нужны.

Полная реализация идеи с государственными субординированными кредитами способна серьезно потрясти не только банковский сектор, но и их клиентов — нефинансовый сектор. На условиях софинансирования собственный капитал банковского сектора может увеличиться на 45% до 4,48 трлн. рублей. Это близко к ограничению в 50% основного капитала, который установил Банк России для субординированных инструментов. Следует принять во внимание, что у большинства крупных банков собственный капитал в значительной мере сформирован за счет субординированных еврооблигаций, кредитов и депозитов, в результате чего предложением правительства смогут воспользоваться немногие.

Тем не менее, если идея будет реализована до конца, то она вызовет мультипликативный эффект. Прирост активов и кредитного портфеля банковского сектора сможет составить 50—70%. Во избежание инфляционного эффекта капитализации банков Правительству РФ уже сейчас следует озаботиться программированием денежного сектора и разработкой подробного плана действий. Поэтапные вливания длинных ресурсов в банки должны происходить с определенными ограничениями по активным операциям, что потребует воскрешения основ кредитного планирования Госбанка СССР. В целом, забота властей о поддержке банков, страдающих младенческими недостатками, является верной, однако разрабатывая меры, государству не следует упускать из виду риски, которые оно провоцирует.

 

Банк

Суб.кредит, млрд. р.

Активы, млрд.р.

Собственный капитал, млрд.р.

Норматив достаточности капитала

Доля суб. кредита в капитале

Сбербанк

500

5 928,41

776,081

14,49

64%

ВТБ

200

1 875,05

380,107

15,44

53%

РСХБ

25

715,841

68,363

12,05

37%

Другие банки

225

15 513,70

1 857,15

14,5

12%

Все банки

950

24 033,00

3 081,70

14,8

31%

 

telegram-icon
Подписывайтесь на Телеграм бот Банки.ру!
@banki_ru_bot
Подписаться
Источник: Banki.ru