Как видно из рисунка № 1, в 4 квартале 2008 года людей, планировавших открыть депозит в ближайшее время было несколько меньше, чем во 2 квартале 2009 года. Если зимой прошлого года люди, напуганные финаносовым кризисом, начали забирать деньги из банков и относить их, либо в более надежные банки, либо домой (об открытии новых депозитов не задумывались), то теперь напряжение в обществе постепенно спадает. Как видно из графика, более 40% россиян в конце 2-го квартала текущего года уже подумывали об открытии нового вклада. Это говорит, во-первых, о том, что у людей есть накопления, во-вторых, что наши соотечественники вполне доверяют банковской системе России, и предпочитают открывать вклады, нежели чем позволять деньгам лежать «мертвым грузом», к примеру, дома. Однако, как отмечает директор по развитию Profi Online Research Елена Смирнова, клиенты, в связи с кризисом, стали более внимательно относиться к выбру банка, в котором они планируют открыть сберегательный счет. «Сейчас главным критерием, обеспечивающим высокую степень доверия к банку является факт его подрежки государством» — говорит директор по развитию.

Рис.№ 1: Планируемое пользование депозитами в ближайшие 6 месяцев?

Слова Елены Смирновой подтверждают и цифры, полученные в ходе исследования. Так, 67% опрошенных в 4-ом квартале 2008 года и 63% во 2-ом квартале, отмечали, что при выборе осблуживающего банка, учитывают степень его надежности и стабильности положения на рынке. Среди факторов, которым уделяется немалое внимание при выборе банка для открытия вклада, оказались также такие характеристики как: привлекательность процентнных ставок (не менее 70% респондентов обращают внимание на это); возможности досрочно забрать деньги (не менее 60% отметили, что это является для них важным), пополнить (65%) и застраховать вклад (более 56%) (см. рис.№ 2).

Рис. № 2: Если Вы решите открыть депозит (вклад) (учитывайте любой вклад, который Вам интересен), какие основные параметры Вы будете учитывать при выборе банка?

Исследование показало, что большая часть респондентов имеют на сегодняшний день по 1—2 вклада. Причем, число тех, у кого единовременно открыты несколько сберегательных счетов ко 2-му кварталу 2009 года увеличилось и составило 38% (по итогам 4 квартала 2008 года доля таких вкладчиков составляла 34%). На столько же сократилось к этому времени и число вкладчиков, имеющих только 1 депозит (см. рис.№ 3). Дабы не попасть впросак в столь неустойчивый для российской экономики период, люди в начале кризиса активно скупали иностранную валюту, которая в нашей стране имеет имидж более надежной и стабильной (к примеру, доллары или евро), нежели чем российский рубль. В результате, на сегодняшний день, у них оказались открыты сразу несколько вкладов, к примеру, рублевый и валютный.

Рис. № 3. Сколько у Вас открыто банковских вкладов в настоящее время?

Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно сделать вывод, что большинство россиян предпочитают такие вклады, которые, при наличии возможности, можно пополнять, капитализация процентов также играет немаловажную роль в выборе наших соотечественников. Этими 2-мя показателями могут быть охарактеризованы депозиты более чем половины респондентов. Еще около 1/3 участников исследования отметили, что имеют сберегательные счета, активами которых могут пользоваться в течение всего времени, на которое открыт вклад (см. рис. № 4). Видимо, эти люди либо не уверены в стабильности своего финансового положения, предполагая, что в любой момент у них может возникнуть необходимость воспользоваться отложенными деньгами, либо они не доверяют государственной системе, поэтому готовы вкладывать свои деньги под меньшие проценты, но зато с возможностью их изъятия из банка в любой опасный момент.

Рис. № 4. На каких условиях у Вас открыт вклад (вклады)? По результатам 2009.

Исследование проводилось методом интерактивного опроса среди респондентов онлайн панели компании Profi Online Research, проживающих в 13 самых крупных российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Волгоград). Общая выборка составила 7100 человек.

Исследование включает 3 блока:

1.Brand&Tracking:
— Знание банков
— лояльность к банкам
— Капитал марок

2. Пользование продуктами и услугами и портрет потребителя:
— Пользование продуктами и услугами
— Планирование пользования продуктами и услугами
— Сегментация пользователей по продуктам (портрет)


3. Оценка эффективности банковской рекламы:
— Знание и восприятие рекламы банков
— Влияние рекламы на мотивацию к покупке
— Отношение к рекламе