Полученные в ходе исследования цифры свидетельствуют о том, что в большинстве своем клиенты банков в настоящее время не торопятся обзаводиться кредитными картами. А те, у кого они уже есть, более склонны отказаться от подобного рода банковских услуг. Так, по итогам 4 квартала 2008 года кредитной картой в последующие 6 месяцев планировали продолжать пользоваться 22% респондентов. Во 2-м квартале текущего года это цифра значительно не поменялась и составила 24%. Невысокий показатель планируемого пользования кредитками может быть связан с экономическим кризисом, который заставил многих наших соотечественников усмирить свои финансовые «аппетиты». Не изменился и показатель текущего пользования кредитками: если в конце прошлого года 31% респондентов указали, что прибегают к такого рода услугам, то к лету 2009 года этот показатель увеличился всего на 1 процентный пункт (см. рис. № 1).



Рис. № 1: Пользование кредитными картами среди клиентов банков (банковская карта с выделенным индивидуальным кредитным лимитом, которым можно пользоваться неограниченное кол-во раз).

Интересно, что большинство участников исследования, имеющие кредитки, отметили, что являются держателями карт банка «Русский Стандарт» (30% как в 4 квартале 2008 года, так и во 2 квартале 2009). И это несмотря на то, что наибольшей популярностью и доверием среди россиян пользуются «Сбербанк» и «ВТБ», которые поддерживает государство, что расценивается гражданами как гарантия надежности и стабильности. В рейтинге же пользования кредитными картами эти банки занимают лишь 3 и 4 места соответственно. Чуть более 10-ой части участников исследования указали, что обзавелись кредиткой в одном из этих банков. Столь высокая популярность кредитных карт «Русского стандарта» может быть связна с тем, что в свое время этот банк проводил активную компанию по привлечению клиентов, раздавая бесплатно кредитные карты, которыми многие пользуются до сих пор.

По сравнению с концом прошлого года, во втором квартале текущего «Альфа-банк», «Ситибанк» и «Кредит Европа банк», по сравнению с другими компаниями, увеличили число своих клиентов, пользующихся их кредитными картами (см. рис. № 2). «Такой результат, вероятнее всего, был достигнут за счет пересмотра требований, выдвигаемых к желающим получить кредитную карту, — считает директор по развитию Profi Online Research Елена Смирнова. — Так, к примеру, в отличие от большинства банков, требующих справку о доходах, которые должны быть не ниже установленного лимита, получить кредитку «Ситибанка» возможно, предоставив заграничный паспорт с отметкой о поездке за рубеж, которая состоялась в недалеком прошлом».



Рис. № 2: В каком банке Вы имеете кредитную карту (карты) (банковская карта с выделенным индивидуальным кредитным лимитом, которым можно пользоваться неограниченное кол-во раз)?

Около половины опрошенных отметили, что главная цель, с которой они обзаводятся кредитками — это безналичный расчет. Приблизительно такое же число людей указали, что им нужны кредитки, для того чтобы снимать наличные деньги. Данное явление является крайне нетипичным для жителей стран Европы и Северной Америки: процентные ставки, даже при снятии наличных в обслуживающем банке достаточно высоки, да и если разобраться, предназначение кредитной карты все-таки несколько иное. Видимо и здесь особенности русского менталитета накладывают свой отпечаток. Более того, финансовый кризис лишь усугубил эту ситуацию. Если в 4 квартале 2008 года наличные деньги с кредитных карт снимали (планировали снимать) 46% опрошенных, то по итогам 2 квартала 2009 года эта цифра увеличилась до 54% (см. рис.№ 3).



Рис. № 3: С какой целью Вы преимущественно пользуетесь кредитной картой (картами)?

Исследование проводилось методом интерактивного опроса среди респондентов онлайн панели компании Profi Online Research, проживающих в 13 самых крупных российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Волгоград). Общая выборка составила 7100 человек.

Исследование включает 3 блока:

1.Brand&Tracking:

— Знание банков
— лояльность к банкам
— Капитал марок

2. Пользование продуктами и услугами и портрет потребителя:

— Пользование продуктами и услугами
— Планирование пользования продуктами и услугами
— Сегментация пользователей по продуктам (портрет)

3. Оценка эффективности банковской рекламы:

— Знание и восприятие рекламы банков
— Влияние рекламы на мотивацию к покупке
— Отношение к рекламе