В ходе исследования выяснилось, что более 80% респондентов берут у банков кредиты на новые автомобили. Конечно, процент тех, кто ездит на машинах, приобретенных не с конвейера, значительно больше. Однако, склонить человека купить новую машину оказывается в интересах большинства банков, что собственно, они и стараются делать (см. рис. № 1).

Рис. № 1: Кредит на какой тип автомобиля вы брали?


Причем, обращаясь в банк за займом, люди предпочитают не связываться с покупкой машин отечественного автопрома, а приобретать сразу иномарки, которые зарекомендовали себя значительно лучше наших транспортных средств (см. рис. № 2). Стоит отметить, что во II квартале 2009 года, по сравнению с IV кварталом 2008 года, доля тех, кто стал брать кредиты на иномарки, увеличилась с 69% до 80%. Число тех же, кто покупал российские машины, наоборот, снизилось с 31% до 20%. Скорее всего, «кризисная лихорадка» несколько отпустила, как заемщиков, так и кредиторов.

Рис. № 2: Кредит на какой вид автомобиля вы брали?


Ни для кого не секрет, что в условиях финансового кризиса не только банки внимательно изучают своих клиентов, но и сами люди более пристально приглядываются к тем же банкам перед тем как попросить у них в долг. Результаты исследования показали, что большинство респондентов (23%) предпочитают просить денег на новую машину у «Сбербанка». Второе место среди кредиторов занимает «ВТБ» (10%). Замыкает тройку лидеров «Раффайзенбанк» (7%). Стоит отметить, что по сравнению с концом 2008 года ситуация в расстановке сил между лидерами не поменялась.


Стоит отметить, что если в конце 2008 года, покупая машину в кредит, порядка 20% респондентов даже не запоминали, с каким банком заключают контракт, то уже ко II кварталу 2009 года доля таких заемщиков сократилась до 16%. Видимо, кризис сумел заставить россиян более внимательно относиться к тому, на что и как они берут кредиты.

Рис. № 3: В каком банке Вы взяли автокредит?


Исследование проводится методом анкетного опроса респондентов On-line панели компании. В нем принимают участие жители 13 крупнейших городов (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уфа, Екатеринбург, Самар, Омск, Пермь, Волгоград).

Опрос включает 3 тематических блока:

1. Brand tracking:

• Знание банков

• Лояльность к банкам

• Капитал марок

2. Пользование продуктами и услугами и портрет потребителя:

• Текущее пользование продуктами и услугами

• Планирование пользования продуктами и услугами (в ближайшие 6 мес.)

• Сегментация пользователей по продуктам (портрет)

3. Оценка эффективности банковской рекламы:

• Знание и восприятие рекламы банковских продуктов

• Влияние рекламы на мотивацию к покупке

• Отношение к рекламе