«RUметрика» на основе данных рейтинга Rambler Топ100, собственного онлайн-опроса, сервиса «Бегун» и отчетов ряда других аналитических компаний приводит данные о развитии банковского сектора в Рунете. Предметом исследования стали аудитория сайтов, тематики ресурсов и их количество, наиболее востребованные пользователями направления, а также прибыльность банковского сектора в интернете. Исследование охватывает период с августа 2008 по сентябрь 2009 года.

Ключевые показатели банковского сетора в Рунете

— За год посещаемость сайтов банковского сектора выросла на 17% и составила 274 тыс. посетителей в сутки;

— В Топ-20 сайтов сектора по посещаемости стало больше ресурсов федеральных банков и меньше сайтов, предоставляющих кредитные, брокерские и др. тематические услуги;

— Количество активных сайтов сектора в сентябре 2009-го достигла декабрьской отметки в 500 ресурсов (0,17% от общего числа сайтов Рунета);

— 31,7% интернетчиков услугами банков стали пользоваться больше, 54% продолжают пользоваться банковскими услугами в прежнем объёме;

— 52% аудитории Рунета в последний год не планировали взятие кредита, 26,2% отложили его взятие до лучших времен;

— Среди пользователей сети за последние полгода на 10% вырос интерес к вкладам — с 29 до 32%;

— Сегодняшний показатель имеющих вклады россиян — наибольший за последние 11 лет;

— Потребительское кредитование интересует примерно четверть пользователей (+19%), ипотечное — 1/8 часть (-13%);

— Услуги для бизнеса за полгода потеряли 5% интереса пользователей, операции с ценными бумагами 13%, открытие банковских счетов −21%;

— 80% россиян пользовались банковскими услугами в последние полгода: 37% — вкладами, и пластиковыми картами, 29% — платежами, переводами и обменом валют, кредитами — 13%;

— 29% жителей страны имеют вклады в банках. Из них 23% — в Сбербанке России;

— Доля рекламных отчислений в тематике в 2008 году достигала 7,5%, после чего последовал спад до 5%. По итогам II квартала 2009 г. он составил 6,9% отчислений;

— Самое дорогое ключевое слово — «ПИФ», 50 рублей, самые дешёвые — «кредит» — 11 рублей и «ипотека» — 15 рублей.

Аудитория банковского сектора в Рунете

Согласно данным Рамблер ТОП100, с августа 2008 по август 2009 года среднесуточная аудитория банковского сектора в Рунете выросла на 17% и составила 274 тыс. посетителей. Для сравнения, в феврале 2009 года по сравнению с февралём 2008 года наблюдался спад посещаемости этих ресурсов, что объясняется экономической ситуацией в стране. До IV квартала 2008 был годом стабильным в финансовой сфере, а в конце 2008 — начале 2009 года как раз происходили кризисные явления в экономике, непосредственно затронувшие валютную и банковскую сферы.

Рисунок 1. Динамика среднесуточной аудитории банковского сектора, август 2008—2009 годов



Как уже отмечалось ранее, наибольший всплеск посещений тематика пережила в октябре 2008 года с началом финансового кризиса. На протяжении зимы (за исключением традиционно «вялого» в деловом плане января) посещаемость сектора держалась на отметке, превышающей 310 тыс. пользователей, затем начался сезонный спад и летнее затишье. К августу число посетителей сайтов тематики увеличилось по отношению к самой низкой отметке посещаемости в 2009 году (май, 259 тыс. чел.) на 5%.

Банковские ресурсы на Рунете

По сравнению с показателями февраля 2009 года, по данным Рамблер ТОП100, структура первой двадцатки сектора по посещаемости успела несколько измениться. В Топ-20 стало больше интернет-представительств самих банков, вытеснивших из рейтинга новостные тематические ресурсы и часть площадок по предоставлению банковских услуг.

Рисунок 2. Топ-20 ресурсов банковского сектора в феврале и августе 2009 года



Минимум активных сайтов банковской тематики в течение полгода было зарегистрировано в середине апреля (485 ресурсов). К середине августа их количество достигло 500, что соответствует показателям конца 2008 года, после чего опять начало снижаться. Процент активных сайтов из общего числа варьируется от 0,2% в начале марта до 0,17% в конце августа.

Рисунок 3. Количество активных сайтов банковской тематики и их доля в общем числе ресурсов




Интерес населения к банковским ресурсам в сети

Согласно собственному онлайн-опросу RUметрики, более половины пользователей сети продолжают пользоваться услугами банков в том же объёме, что и прежде. Почти треть интернет-аудитории (31,7%) услугами банков стали пользоваться больше, а 14,3% — меньше, чем год назад.

Рисунок 4. Изменение пользования банковскими услугами аудиторией интернета, за последний год



При этом 52% интернет-аудитории заявляют, что в течение последнего года они не планировали пользоваться услугами кредитования, а 26,2% — отложили получение кредита до лучших времён. Примерно каждый пятый (21,8% опрошенных) тем мне менее либо недавно взяли, либо планируют в ближайшее время взять кредит.

Рисунок 5. Планы российских интернетчиков на кредитование в течение последнего года





Что же касается изменения интереса интернет-пользователей к различным банковским услугам за последние полгода, то по большинству направлений интерес увеличился. Вкладами и депозитами заинтересовались на 14% пользователей больше, чем в феврале текущего года, инвестициями в драгметаллы и монеты — на 13% больше. Потребительским кредитованием интересуются на 19% больше. Также повышенного внимания россиян удостоились денежные переводы по России и за её пределы (+34%). Иными словами, после кризисной зимы 2009 года пользователи стали ещё больше интересоваться возможностями сохранить имеющиеся средства, либо, напротив, способы помочь родственникам, либо совершить крупные покупки, пусть и в кредит.

Рисунок 6. Динамика интересов интернет-пользователей к банковской тематике, февраль и август 2009 года


Кроме того, в августе 2009-го пользователи больше внимания стали уделять справочной информации о банках: их рейтингах по популярности и прибыльности (+8%), новостями (+44,5%) и исследованиями банковского сектора (+57%), что насущно после массовых банкротств мелких банков прошлой осенью и зимой. Больше пользователей сети заинтересовалось управлением банковскими счетами через интернет — теперь это каждый пятый (21,1%, +37%).

В то же время меньше стало тех, кто запрашивал в сети информацию об открытии банковских карт и счетов (-21%), ипотечном кредитовании (-13%), операциях с ценными бумагами, пифами (-13%), услугах для бизнеса (-5%). Эти направления в большей степени пострадали от кризиса. В целом, доля тех, кому информация по банковской тематике вовсе неинтересна, снизилась с 12,1% до 10,8% (-11%).

Для сравнения, аналитическая компания Фонд Общественное мнение в начале сентября 2009 года провела исследование пользования банковскими услугами населения РФ в целом. Так, согласно отчёту ФОМ, в последние полгода более трети россиян (37%) пользовались пластиковыми картами, банковскими вкладами и депозитами. Преимущественно это обладатели зарплатных карт, однако 15% опрошенных пользовались рублёвыми вкладами до востребования, срочными рублёвыми вкладами и депозитами — 4%, по 1% — валютными вкладами и дебетовыми картами без привязки к зарплатным картам.

Рисунок 7. Пользование россиян банковскими услугами в последние полгода



Из платёжных услуг (29% респондентов) лидирует оплата коммунальных услуг (25%), 7% опрошенных совершали денежные переводы и 3% — обмен валюты. 13% россиян продолжают пользоваться кредитами: по 5% заключали кредиты в офисе банка или пользовались кредитными картами, 4% брали потребительский кредит в магазине, 2% — кредит на покупку автомобиля и 1% — ипотеку. В числе прочих услуг, которыми в последние 6 месяцев пользовались жители нашей страны, называются интернет-банкинг, аренда банковских сейфов и ячеек, покупка / продажа дорожных чеков, а также услуги на фондовом рынке (ДУ, БО, ПИФ, ОФБУ).

Вкладами и депозитами в последние полгода пользовались преимущественно жители городов-миллионников, платежами и переводами занимались москвичи, а вот кредиты больше других, по отчётам ФОМ, брали жители городов с населением от 250 тыс. до 1 миллиона. Всего вклады в банках имеют 29% жителей страны. Из них 23% — в Сбербанке России.

Рисунок 8. Демографические характеристики российских вкладчиков



Согласно исследованию Фонда Общественное мнение, только 25% российских вкладчиков — граждане от 18 до 30 лет. Больше всего их среди населения старше 60 лет (34%), либо в возрасте 31—45 лет (30%). У 36% вкладчиков высшее образование, 35% — доходы выше среднего, 31% — средние доходы.

Больше всего вкладчиков среди жителей небольших городов с населением от 50 до 250 тыс. жителей (35%), почти столько же — в городах-милионниках. 31% живут в городах с населением от 250 до 1 миллиона жителей, 30% — в Москве. В сёлах лишь каждый пятый имеет вклад в банке, в небольших городках и ПГТ — каждый четвёртый.

Рисунок 9. Динамика наличия вкладов в банках у населения (1998—2009 гг.)



Нынешний показатель имеющих вклады россиян — наибольший за последние 11 лет. С 1998 года прирост составил 65%. Даже по сравнению с декабрём 2008 года прирост — 12%.

Основные факторы, по которым россияне выбирают банк — его надёжность (54%), поддержка со стороны государства (44%), известность (35%), репутация (34%), выгодные проценты (32%) и длительность работы на рынке (31%).

Доходы банковского сектора в Рунете

По данным сервиса контекстной рекламы «Бегун», популярность банковских и финансовых услуг у рекламодателей в последний год весьма неравномерна. В течение первых трёх кварталов 2008 года отчисления в этом направлении стабильно росли (до 7,5% в III квартале), после чего в связи с кризисом тематику ожидал значительный спад (до 4,98%). Впрочем, уже в I квартале 2009 года показатель почти достиг объёмов отчислений начала 2008 года.

Рисунок 10. Изменение доли банковского сектора в рекламных бюджетах контекстной рекламы, по данным «Бегуна»



Самое дорогое ключевое слово тематики — «ПИФ» — 50 рублей. При этом ставка за «ипотеку» — 15 рублей, а «кредит» — 11 рублей. Ежемесячно проводится более 300 рекламных кампаний по тематике «Банки, финансы». Сама тематика по итогам II квартала 2009 года оказалась на четвертом месте по активности рекламодателей.

В общем можно отметить, что банковский сектор в интернете постепенно «входит в колею» после кризисного потрясения конца 2008 — начала 2009 года. И хотя об окончательном завершении экономического (финансового) кризиса говорить пока рано, окончательные его итоги не подведены — банки начинают постепенно оживать, привлекать новых клиентов. И интернет-сектор в данном случае не остаётся в стороне. Отдельные банки активнее начинают продвигать свои сайты в сети, всё больше интернет-пользователей начинают интересоваться банковской тематикой и как минимум — использовать интернет-банкинг. При этом популярность кредитов у населения остаётся невысокой. Рекламодатели, в свою очередь, живо реагируют на пользовательский интерес и повышают ставки, что, в свою очередь, должно повлечь ещё большую популярность и прибыльность сектора.