Компания Frank Research Group в 2009 году запустила ежеквартальное исследование рынка кредитов наличными во всех 80 регионах России (Ненецкий автономный округ исследуется в рамках Архангельской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа — в рамках Тюменской области). Результаты основываются на данных ЦБ, расчетах Frank RG и экспертных оценках.

Кредиты наличными — крупнейший сегмент розничного кредитования: по результатам I полугодия 2009 года на его долю пришлось 44% всей задолженности физических лиц, что в денежном выражении составило 1,7 млрд рублей. Высокая популярность кредитов наличными обусловлена как удобством для заемщиков(полученные деньги можно потратить на любые цели), так и относительной простотой построения бизнес-процессов для банков (по сравнению с автокредитованием и ипотекой). Для большинства банков кредит наличными является ключевым розничным кредитным продуктом, что является причиной присутствия в этом сегменте большого количества активных игроков и, как следствие, высокой конкуренции. Причем конкуренция уже давно вышла за рамки больших городов: вплоть до осени 2008 года федеральные банки активно развивали свои сети и осваивали регионы со средним и низким уровнем доходов населения. В этой связи, для принятия взвешенных решений крайне важно понимать локальную специфику в каждом из регионов, где ведется бизнес. А различия между отдельными регионами могут быть существенными, что подтвердило исследование Frank Research Group.

Доля кредитов наличными в регионах варьируется значительно: от 30% в Ленинградской области до 93% в Чеченской Республике. Наибольшая доля кредитов наличными от общего розничного портфеля выявлена в прикавказских республиках, на Дальнем Востоке и в депрессивных регионах европейской части России. На Кавказе и в других депрессивных регионах высокая доля кредитов наличными связана с низким уровнем развития рынка розничного кредитования по сравнению с благополучными регионами. Целые сегменты целевого кредитования, такие как автокредиты, ипотека и иногда даже POS-кредиты (товарные кредиты в магазинах), не развиты должным образом, и потенциальный спрос на них замещается наличным кредитованием. Особенно это отставание заметно в прикавказских республиках, где реально розничным кредитованием занимаются всего 4—8 банков. На Дальнем Востоке положительный эффект для кредитов наличными дает особенность локального рынка автомобилей. Существенное смещение в сторону подержанных японских машин, в сравнении со среднероссийской структурой автомобильного рынка, затрудняет развитие автокредитных программ, ориентированных в первую очередь на новые автомобили. А потенциальный спрос на автокредиты удовлетворяется именно за счет наличного нецелевого кредитования (см. таблицу 1).

Таблица 1. Регионы с наибольшей долей розничных кредитов, приходящейся на кредиты наличными

Регион

Портфель кредитов наличными, млрд. руб.

Доля кредитов наличными в розничном кредитном портфеле

1

Чеченская Республика

1,4

93%

2

Республика Ингушетия

0,8

75%

3

Республика Алтай

3,7

69%

4

Сахалинская область

8,3

68%

5

Республика Калмыкия

3,1

68%

6

Амурская область

13,8

66%

7

Республика Дагестан

4,8

64%

8

Камчатский край

4,3

64%

9

Еврейская автономная область

2,1

63%

10

Республика Тыва

4,2

61%

11

Орловская область

7,5

60%

12

Забайкальский край

16

60%

13

Чукотский автономный округ

0,5

60%

14

Республика Адыгея

3,6

58%

15

Республика Саха

12,8

58%

 

Наименьшая доля кредитов наличными наблюдается в экономически благополучных регионах России с высокой долей урбанизации, где хорошо развиты сегменты ипотечного и автомобильного кредитования (см. таблицу 2).

Таблица 2. Регионы с наименьшей долей розничных кредитов, приходящейся на кредиты наличными

Регион

Портфель кредитов наличными, млрд. руб.

Доля кредитов наличными в розничном кредитном портфеле

67

Челябинская область

45,5

44%

68

Курганская область

7,6

44%

69

Свердловская область

58,3

43%

70

Республика Коми

11,4

43%

71

Красноярский край

44,8

43%

72

Чувашская Республика

11,5

43%

73

Владимирская область

11,3

43%

74

Санкт-Петербург

86,2

42%

75

Тверская область

10,2

42%

76

Тюменская область

72,6

41%

77

Новосибирская область

35,2

39%

78

Московская область

95,8

39%

79

Республика Хакасия

5,2

36%

80

Ленинградская область

9,6

30%

Если взглянуть на рейтинг регионов по величине рынка кредитов наличными, то, как можно было предположить, он в значительной степени повторит рейтинг регионов по величине общего рынка розничного кредитования: самые большие портфели сконцентрированы в финансовых и промышленных центрах (см. таблицу 3).

Таблица 3. Регионы с крупнейшими розничными портфелями и портфелями кредитов наличными

Розничные кредиты

млрд. руб.

Кредиты наличными

млрд. руб.

1

Москва

541

Москва

262

2

Московская область

238

Московская область

96

3

Санкт-Петербург

200

Санкт-Петербург

86

4

Тюменская область

174

Тюменская область

73

5

Свердловская область

131

Свердловская область

58

6

Краснодарский край

103

Самарская область

56

7

Красноярский край

102

Краснодарский край

53

8

Челябинская область

101

Кемеровская область

47

9

Самарская область

101

Челябинская область

45

10

Татарстан

91

Красноярский край

45

Ключевым каналом продаж кредитов наличными, в отличие от других видов кредитования, являются отделения банков. Поэтому банки с развитой сетью имеют существенное конкурентное преимущество на этом рынке. Результаты исследования Frank RG это подтверждают: по данным на 1 июля 2009 года в пятерку лидеров вошли банки, владеющие самыми масштабными розничными сетями: Сбербанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Банк Москвы и Росбанк (см. таблицу 4). Их суммарный портфель кредитов наличными составил 55% всего рынка.

Таблица 4. Крупнейшие банки на рынке кредитов наличными

Банк

Кол-во регионов присутсвия

Кол-во банковских отделений

Доля рынка

млрд. руб.

Сбербанк

80

10 тыс.

36%

262

ВТБ24

68

418

9%

96

Россельхозбанк

78

1,3 тыс.

4%

86

Банк Москвы

49

406

3%

73

Росбанк

59

670

3%

58


Сбербанк и Россельхозбанк является единственными банками, присутствующими во всех 80 регионах. При этом почти везде Сбербанк является локальным лидером: только в Чеченской республике он уступил первенство Россельхозбанку. Однако, несмотря на огромную розничную сеть (см. таблицу 4), Россельхозбанк занимает лишь 3 место по величине портфеля. На втором месте находится ВТБ24, показавший в I полугодии 2009 года рекордный рост портфеля — на 8% — благодаря агрессивной маркетинговой политике и конкурентоспособным продуктовым предложением. Банк Москвы и Росбанк, с еще более скромным региональным покрытием — в 49 и 59 регионов, занимают 4 и 5 места. Большинство банков не ставят целью построить офисы во всех регионах России из-за риска не получить ожидаемого экономического эффекта в небольших депрессивных регионах, таких как кавказские республики, Марий Эл, Тыва, Хакасия и др.

Но несмотря на масштаб бизнеса, федеральные банки, безусловно, доминируют далеко не во всех субъектах федерации. В ряде регионов довольно успешно с банковскими гигантами конкурируют локальные игроки (см. таблицу 5).

Таблица 5. Наиболее успешные локальные банки.

 

Банк

Регион

Место в рейтинге

Локальная доля рынка

Ханты-Мансийский Банк Тюменская область

2

15%

АК БАРС Татарстан

2

13%

Читапромстройбанк Забайкальский край

2

7%

Азиатско-Тихоокеанский банк Амурская область

3

7%

Муниципальный Камчатпрофитбанк Камчатский край

5

6%

Ухта-Банк Республика Коми

4

5%

АК БАРС Марий Эл

5

5%

УБРиР Свердловская область

3

5%

Челиндбанк Челябинская область

4

5%

Центр-Инвест Ростовская область

3

4%

Инвесткапитал Башкортостан

4

4%

Ноосфера Республика Алтай

4

4%

Банк Хакасии Республика Хакасия

5

4%

Примсоцбанк Приморский край

5

4%

Баренцбанк Мурманская область

5

3%

Хлынов Кировская область

5

3%

ФИА-Банк Самарская область

4

3%

 

Ключевыми преимуществами локальных банков являются высокая узнаваемость бренда в регионе, выстроенные отношения с администрацией и руководством крупных предприятий, большой пул зарплатных клиентов и развитая локальная розничная сеть. Кроме того, местные игроки лучше разбираются в специфики своего региона и имеют возможность принятия более оперативных решений по сравнению с федеральными банками.

*Оценка региональной структуры сегментов рынка розничного кредитования крайне затруднительна из-за скудной входной информации, поэтому команда Frank Research Group будет рада любому сотрудничеству, направленному на улучшение точности результата.