Агентство финансовой статистики StatBanker.ru представляет результаты исследования финансовых предпочтений состоятельных россиян (с доходом от 5—15 тыс. долларов в месяц). Рассматриваются планы состоятельных граждан по приобретению недвижимости и автомобилей, предпочтения в отношении отдыха и развлечений, приводятся основные социально-демографические характеристики состоятельных граждан, а также затрагивается их отношение к финансовым и банковским услугам.

Опрос был проведён среди состоятельных граждан, чей месячный доход в среднем составляет от 5 до 15 тыс. долларов. Распределение по годовому доходу принимавших участие в исследовании богатых респондентов выглядело следующим образом: годовой доход трети опрошенных состоятельных граждан находится в интервале от 40 до 90 тыс. долларов. Еще треть получает доход от 90 до 150 тыс. долларов в год. Оставшиеся принимавшие в исследовании состоятельные граждане извлекают годовой доход от 150 тыс. до 1 млн долларов в год. Половина из опрошенных граждан является наемными топ-менеджерами, в то время как вторая половина представляет владельцев собственного бизнеса. Преимущественно опрошенные — мужчины, большинство из которых добилось своего высокого благосостояния более 10 лет назад.

Половина из опрошенных упоминает ухудшение своего финансового положения в связи с кризисом. При этом, интересно отметить, что опрошенные состоятельные респонденты не склонны причислять себя к таковым, и скорее ассоциируют себя со средним классом, или чуть выше среднего. Более половины опрошенных богатых респондентов находится в возрасте от 30 до 40 лет, а еще четверть — от 40 до 50 лет. Три четверти опрошенных состоятельных граждан имеют семью и хотя бы 1 ребенка. Из них, один ребенок есть у половины, а у второй половины детей два и более. Видно, что доход сопутствует возможности и желанию иметь семью и детей. В общем, эти люди удовлетворены своим социальным положением.

Типичный представитель состоятельной прослойки россиян является владельцем как минимум одной машины иностранного производства не старше 3 лет. Старается проводить отпуск за границей не реже 2 раз в год. В принципе, может позволить себе практически любой вид расходов, за исключением приобретения большой квартиры, или иномарки люксового класса. Проживает в квартире недалеко от центра, но нередко имеет и загородный дом. К основным жизненным ценностям относит работу и семью. Социально и политически пассивен. Посещает разные общественные мероприятия только при рабочей необходимости, или с целью установления контактов. В среднем на жизнь в месяц тратят от 3 до 12 тыс. долларов.

В основном, на одного взрослого члена семьи приходится одна машина. Любят и предпочитают внедорожники (VW, BMW, Range Rover и т. д.). При этом, если машина старше 3 лет, то она подлежит замене. Наиболее популярными иномарками у состоятельных клиентов являются Toyota (21%), BMW (15%), Mercedes (14%), Lexus (12%), Audi (9%), Land Rover (7%), Peugeot (5%) и Volvo (4%).

Что касается отдыха, то подавляющее большинство респондентов (более 90%) отдыхает в год как минимум 1 раз. Обычно, это отдых на море, на который тратится от 5 до 15 тысяч долларов, хотя порядка 15% опрошенных заявили, что тратят на отдых от 15 до 30 тыс. долларов за раз. Для отдыха во время отпуска большинство (более 60%) выбирает морские побережья. Больше четверти отдают предпочтения поездкам за границу с экскурсиями, лыжным курортам, а также отдыху в загородных домах с семьей.

Кроме того, наши состоятельные соотечественники частые посетители театров, кино и балета (каждый четвертый ответил утвердительно). Также популярным способом развлечений является поход в ресторан. Больше половины посещает рестораны хотя бы 1 раз в неделю с целью отдыха. Более 50% в качестве свободного времяпрепровождения выбирают кино, шопинг, спорт или фитнес, а также время с семьей. Также популярны (каждый четвертый ответивший) посещение театров и ночных клубов.

Что касается финансовых и банковских услуг, то все они являются клиентами более 2 банков. Четверть из состоятельных клиентов имеет счета в 3 банках. Среди популярных у состоятельных граждан банков — таки, как Райффайзенбанк, ЮниКредит банк, Альфа-Банк, Ситибанк, Сбербанк, ВТБ 24, «Уралсиб», Банк Москвы и Росбанк. Наиболее распространенными банковскими продуктами среди состоятельных клиентов являются дебетовые банковские карты (более 90% опрошенных), депозиты (более 80% опрошенных), кредитные карты (более 70% опрошенных), банковские сейфовые ячейки (более 30% опрошенных) и автокредиты (более 30% опрошенных). При этом порядка 20% состоятельных граждан являются ипотечными заемщиками, еще 30% продолжают использовать такие инвестиционные продукты как паевые инвестиционные фонды и услуги доверительного управления. Любопытно отметить, что те клиенты банков, которые не используют никаких инвестиционных продуктов в настоящее время, также не планируют прибегать к ним и в ближайшем будущем (1—2 года). При инвестировании на фондовом рынке состоятельные граждане готовы рисковать не более чем 15—20% от своих сбережений. Идеальный банк у богатых людей ассоциируется прежде всего с надежностью во время кризиса.

Основные факторы, имеющее большое значение при выборе банка состоятельными людьми, являются наличие в банке мультивалютных расчетных продуктов, имеющих счет как в рублях, так и в евро или долларах, наличие персонального менеджера, Интернет- банка, скорость обслуживания в отделениях, процентная ставка по депозитам, возможность обслуживания по телефону, престиж и известность бренда банка, а также надежность банка во время кризиса.