Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представляет результаты шестой волны мониторингового проекта «Доверие финансовым институтам, привлекательность финансовых инструментов: индексы и рейтинги».

В марте 2010 г. совокупный индекс доверия финансовым институтам составил 99 пунктов, впервые за 1,5 года измерений превысив начальное значение и вплотную приблизившись к пороговой отметке в 100 пунктов. Это означает, что доли людей, пессимистично и оптимистично настроенных по отношению к финансовым институтам, уравнялись.

Вместе с тем частные компоненты совокупного индекса доверия ведут себя по-разному. Если говорить об оценках надежности финансовых институтов (уверенности людей в сохранности денежных средств, соблюдении обязательств и отсутствии мошенничества по отношению к клиентам), то оценки и ожидания людей довольно благоприятны. В марте 2010 года индекс текущей надежности составил 98 пунктов, превысив как первоначальное значение, так и значение год назад (76 п.. в марте 2009 г. и 91 п. в октябре 2008 г.), а индекс ожиданий надежности — 103 пункта, также превысив начальное и годичное значения (83 п.. в марте 2009 и 97 п. в октябре 2008).

Значения же индексов информационной открытости («прозрачности») так и не поднялись пока до начального уровня — это означает, что банки, страховые и инвестиционные компании по-прежнему воспринимаются «закрытыми» большей частью населения. Индекс, отражающий оценки людей относительно динамики «прозрачности» финансовых институтов за предшествующий год, в марте 2010 г составил 97 пунктов (против 98 в январе с. г. и 103 в октябре 2008 г.), а индекс ожиданий относительно динамики информационной открытости в будущем — 99 пунктов (против 100 в январе с. г. и 101 в октябре 2008 г.).

Что касается различий по группам, то наибольшие темпы роста совокупного индекса доверия демонстрируют более обеспеченные слои населения (с 97 до 104 пунктов), а также жители столиц и крупных городов (с 85 до 88 пунктов и с 96 до 99 пунктов соответственно).

Опрос проводился в октябре 2008 г., в марте, мае и октябре 2009 г., в январе, марте 2010 г. по всероссийской выборке. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Табл. 1 Динамика индексов доверия финансовым институтам, в пунктах

 

окт.08г

мар.09г

май.09г

окт.09г

янв. 10 г.

мар.10

Совокупный индекс

97

84

89

94

97

99

Индекс текущей ситуации

96

83

87

91

95

98

Индекс ожиданий

99

86

92

98

101

101

Табл. 2 Динамика частных индексов НАДЕЖНОСТИ финансовых институтов, в баллах

Оценка текущей ситуации

Ожидания

окт.08 г

91

97

мар.09 г

76

83

май.09 г

82

92

окт.09 г

89

101

янв. 10 г

95

101

мар.10 г

98

103

Табл. 3 Динамика частных индексов ПРОЗРАЧНОСТИ финансовых институтов, в баллах

 

Оценка текущей ситуации

Ожидания

окт.08 г

103

101

мар.09 г

88

89

май.09 г

89

92

окт.09 г

93

95

янв. 10 г

98

100

мар.10 г

97

99

Табл. 4 Динамика индексов доверия финансовым институтам по населенным пунктам, в баллах

 

Москва и Санкт-Петербург

Остальные города, ПГТ и села

 

X.08

III.09

IV.09

X.09

I.10

III.10

X.08

III.09

IV.09

X.09

I.10

III.10

Совокупный индекс

87

79

75

92

85

88

98

85

86

83

98

98

Индекс текущей ситуации

85

78

72

87

83

85

98

83

85

80

96

97

Индекс ожиданий

91

81

79

99

89

92

100

87

89

87

102

100


Что такое доверие? Как его определить? Мы полагаем, что доверие — это, прежде всего, предсказуемость действий контрагентов, отсутствие мошенничества, соблюдение сторонами взятых на себя обязательств, выгодность взаимодействия. Поэтому в качестве составных частей индекса доверия финансовым институтам были взяты оценки надежности, прозрачности и выгодности финансовых институтов со стороны населения.

* Под надежностью мы понимали сохранность денежных средств, соблюдение взятых обязательств и отсутствие мошенничества по отношению к клиентам.
* Под прозрачностью — раскрытие информации о стоимости услуг, финансовой отчетности, информации о структуре собственности и управления и т. п.
* Под выгодностью — прибыльность вложений, приемлемая стоимость услуг.

Индекс создан по аналогии с методикой расчета Индекса потребительских настроений, широко используемого для краткосрочного прогнозирования потребительского поведения и публикуемого наряду с такими основными показателями развития экономики, как динамика ВВП, инфляция и т. п. Для построения индекса используются 5 основных вопросов:

* об оценке текущей надежности финансовых институтов и ожиданиях на будущее,
* об оценке текущей прозрачности финансовых институтов и ожиданиях на будущее,
* а также текущей оценке выгодности вложения средств в целом.

Процедура расчета индекса достаточно проста: по каждому вопросу рассчитывается частный индекс — из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100. Совокупный индекс равен среднему частных индексов и характеризует изменение доверия финансовым институтам в целом. Помимо совокупного индекса рассчитываются также

* Индекс текущей ситуации, который равен среднему из индексов надежности и прозрачности за прошедший год, а также индекса выгодности вложений (три вопроса из пяти)
* Индекс ожиданий, который равен среднему из индексов ожиданий надежности и прозрачности в ближайший год (два вопроса из пяти)

Значения индексов, как общего, так и частных, могут изменяться в пределах от 0 до 200

* больше 100, когда «оптимистов» больше, чем «пессимистов»
* индекс равен 100, когда доля «оптимистов» и «пессимистов» одинакова
* меньше 100, когда «пессимистов» больше, чем «оптимистов»