О финансовом омбудсмене в той или иной мере осведомлены 12% россиян, а 3% знают об этом механизме, по их собственной самооценке, хорошо.

Большинство же наших соотечественников (80%) ничего не знают об омбудсмене. (См. Таблицу № 1). Об этом свидетельствуют результаты опроса, организованного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в сентябре 2010 г *.

Две трети наших соотечественников (67%), проинформированных в ходе опроса о том, что такое финансовый омбудсмен, высказались за необходимость такого института. О том, что такой внесудебный механизм разрешения споров не нужен, высказались 13% россиян. А 20% опрошенных затруднились с ответом, нужен ли омбудсмен или нет. (См. Вопрос № 2). При этом среди россиян с более высокой субъективной оценкой личного материального положения выше доля тех, кто считает появление финансового омбудсмена в нашей стране необходимым.

На сегодняшний день большое количество спорных ситуаций связано именно с кредитами, и в том числе из-за непонимания заемщиками условий договора. По результатам исследования НАФИ выяснилось, что 40% россиян подписывают договор только после внимательного прочтения текста или после консультации с независимым экспертом, юристом (См. Таблицу № 3). Этот показатель больше прошлогоднего (36% — в 2009 г.). О положительных изменениях также свидетельствует снижение за прошедший год доли заемщиков (с 19% до 15%), которые подписывают договор, вне зависимости от того, понятен ли его текст после прочтения полностью или нет, но за внешними консультациями не обращающихся. Доля россиян, подписывающих договор, не вникая в его содержание, практически не изменилась — с 27% до 25%. Кроме того, за год снизилась на 6 процентных пунктов доля тех, кто не имеет опыта подписания договоров.

Таким образом, если такой механизм все же появится в нашей стране, то высока вероятность, что он будет положительно воспринят и востребован россиянами. Внедрение финансового омбудсмена имеет неоспоримые преимущества и позволяет внедрить практику оперативного внесудебного, а значит менее конфликтного урегулирования споров, что, безусловно, повысит уровень доверия между банками и их клиентами.

* Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в сентябре 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос «Знаете ли вы, слышали или слышите впервые слово «омбудсмен»?», % от респондентов

  Сентябрь 2010
Да, хорошо об этом знаю

3
Что-то об этом слышал, но точно не знаю

12
Ничего об этом не знаю, сейчас слышу впервые

80
Затрудняюсь ответить

5

Источник: НАФИ

Вопрос № 2. Распределения ответов на вопрос «В России планируется введение финансового омбудсмена. Финансовый омбудсмен — это независимая служба, в которой каждый потребитель финансовых услуг может пожаловаться на поведение организации, предоставляющей эти услуги. Омбудсмен бесплатно разрешит возникший спор, причем для банка его решение будет обязательным. Потребитель же, если не согласится с этим решением, может обратиться в суд в общем порядке. Как Вы считаете, нужна ли такая служба?», % от респондентов

  Сентябрь 2010
Да, нужна

37
Скорее да

30
Скорее нет

6
Нет, не нужны

7
Затрудняюсь ответить

20

Источник: НАФИ

Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, какое из утверждений, скорее, соответствует вашей практике подписания таких договоров», % от респондентов

  Ноябрь 2009 Сентябрь 2010
Подписываю только после того, как внимательно прочитаю договор и проясню все непонятные мне моменты, если считаю нужным, то обращаюсь за консультацией к кому-либо помимо продавца (юристу, независимому финансовому советнику и т. п.)

36 40
Подписываю после того, как прочитаю договор, вне зависимости от того, понимаю ли я его текст полностью или нет, за внешними консультациями не обращаюсь

19 15
Подписываю, не читая, полагаясь на слова сотрудника, продающего мне эту финансовую услугу

8 10
Не имею опыта подписания таких договоров

34 28

Источник: НАФИ