Платить повышенную комиссию за банковские услуги при определенных условиях готова почти треть россиян (29%). Большинство населения (59%) ни при каких условиях платить более высокую комиссию, чем в других банках, не станет. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2011 г.

С возрастом готовность платить повышенную комиссию снижается, независимо от привлекательности других условий по продукту (услуге) и высокого качества обслуживания. Так, среди россиян, не готовых платить повышенную комиссию, доля респондентов старшего возраста (от 55 лет и старше) составила 33%, тогда как в возрасте от 18 до 24 лет таких всего 13%.

Надежность и известность банка (40%), оперативность обслуживания (34%), а также близость к дому/офису (32%) — основные условия, при которых население готово заплатить более высокую комиссию, чем в других банках. Примечательно, что перечисленная тройка факторов сохраняется в отношении любых банковских продуктов и услуг.

Есть и ряд дополнительных условий, влияющих и на решение потребителей отдельных банковских услуг. Например, заемщики по кредитам проявляют лояльное отношение к повышенным комиссиям, если получают более выгодные условия по услуге (% ставка, требуемые документы, сроки предоставления услуги и др.). А при осуществлении денежного перевода и платежей (ЖКХ, штрафы и др.) высокая комиссия может компенсироваться более оперативным обслуживанием и отсутствием очередей.

Таблица № 1. Готовность россиян платить повышенную комиссию за банковские услуги (кредит, перевод, платеж и т. д.) при определенных условиях, % от всех опрошенны

Готовность платить повышенную комиссию %
Готов (при определенных условиях) 29
Не готов 57
Затрудняюсь ответить 14

Источник: НАФИ

Таблица № 2. Условия, при которых респонденты готовы заплатить в банке за услуги (кредит, перевод, платеж и т. д.) более высокую комиссию, чем в других банках?*, % от респондентов, готовых платить повышенную комиссию.

Условия %
Банк является более надежным и известным 40
Банк предлагает более быстрое, оперативное обслуживание, отсутствуют очереди 34
Отделение или банкомат находятся близко от дома / офиса 32
Вас устраивают другие условия по данной услуге (% ставка, требуемые документы, сроки, курс валюты и т. д.) 29
Вы являетесь постоянным клиентом этого банка, обычно пользуетесь только его услугами 23
При оформлении услуги предлагаются бонусы, подарки 18
Персонал банка — дружелюбен и всегда готов оказать помощь 13
Вам порекомендовали обратиться именно в этот банке 11
Банк является более престижным, статусным 9
Приятная атмосфера в офисе, красивый интерьер 4
При других условиях 1
Сумма ответов превышает 100%, т. к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Источник: НАФИ