Интернет-пользователи являются активными потребителями дистанционных форм оплаты. Каждый второй представитель данной аудитории использует банковскую карту для оплаты товаров или услуг через Интернет, еще 43% — электронные деньги (Webmoney, Яндекс-деньги и пр.), а каждый третий (33%) — счет мобильного телефона. (См. Табл. № 1). Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и компании Online Market Intelligence (OMI).

Платежи через личный кабинет системы Интернет-банкинг делает каждый пятый пользователь Интернета (22%). Реже всего Интернет-аудитория оплачивает товары и услуги через мобильный банкинг — 10% воспользовались этим видом дистанционных платежей за последний год.

Примечательно, что женщины чаще, чем мужчины используют банковскую карту для совершения безналичных дистанционных платежей (52% против 47% соответственно). А вот оплата электронными деньгами, наоборот, предпочтительнее для мужчин: 52% против 34% среди женщин. Со счета мобильного телефона также чаще платят мужчины.

Среди россиян в целом дистанционные платежи, наоборот, крайне не распространены. Так, две трети населения совершают платежи через кассу банковского отделения, и еще треть — через Почту России.

Таблица № 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Осуществляли ли Вы за последние 12 месяцев оплату товаров или услуг одним из следующих способов?», % респондентов.

Способ оплаты

Всего %

Мужчины, %

Женщины, %

Оплата банковской картой товаров/услуг через Интернет

49 48 52
Оплата электронными деньгами (Webmoney, Яндекс-деньги и др.)

43 51 34
Оплата со счета мобильного телефона 30 31 29
Оплата через личный кабинет системы Интернет-банкинг (управление банковским счетом через компьютер, имеющий доступ в Интернет)

23 24 22
Оплата через Мобильный банкинг (управление банковским счетом через приложение в мобильном телефоне)

9 9 8
Нет, ничего из перечисленного 18 15 22
Затрудняюсь ответить 2 2 1

 

* Сумма ответов превышает 100%, т. к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.

Источник: НАФИ, OMI

Инициативный интернет-опрос НАФИ и OMI был проведен в апреле 2011 г. Опрошено 3446 человек — участников Интернет-панели в крупнейших населенных пунктах России. Онлайн-панели представляют собой сообщества людей, давших согласие на регулярное участие в онлайн-исследованиях.

Комментарии экспертов:

«Результаты исследования демонстрируют, что Интернет-аудитория является активным пользователем новых способов оплаты. Россияне же, напротив, очень консервативны в своем выборе, — отмечает Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ. Это можно связать с тем, что пользователи Интернет моложе и быстрее адаптируются к различным новшествам. Они более информированы о возможностях, которые есть в Сети, и, следовательно, более лояльны к ним.

Степень востребованности различных форм оплаты среди пользователей Интернета может служить ориентиром того, как будут развиваться данные каналы среди россиян в будущем. Кроме того, полученные данные еще раз подчеркивают важность развития Интернет в России, как элемента процесса информатизации общества, который может дать позитивный эффект для развития дистанционных финансовых услуг».

«Результаты данного опроса передают осторожное отношение наших сограждан к относительно новым способам оплаты, появившимся с развитием Интернета, — комментирует ситуацию Александр Шашкин, генеральный директор OMI. Полученные данные свидетельствуют о том, что бренд-менеджерам и маркетологам виртуальных систем оплат стоит объединить свои усилия по повышению доверия к новым финансовым инструментам».